Новый Закон о репатриации ускорит интеграцию репатриантов в Польше

 

            2 мая для поляков за границей — это не просто день, когда они празднуют День национального флага, но и важная дата, когда вся мировая Полония объединяется, отмечая Всемирный день Полонии. В этот день польская диаспора вновь обращает внимание на свою роль в укреплении связи с Родиной и продвижении польской культуры. День Полонии и поляков за границей — это не просто формальная дата в календаре, а напоминание о том, как много людей польского происхождения строят свою жизнь за пределами исторической родины. Для многих поляков за границей этот день напоминает о возможностях вернуться в Польшу. В последние годы Польша активно работает над решением демографических проблем, разрабатывая новые программы поддержки, направленные на возвращение репатриантов. Актуальные изменения в Законе о Карте Поляка и репатриации делают возвращение на родину ещё более доступным.

            Организация «Wspólnota Polska» продолжает быть активным игроком в деле возвращения поляков на родину. В 2025 году она продолжает оказывать важную поддержку репатриантам, помогая в трудоустройстве, обустройстве жилья и интеграции в польское общество. После вступления в силу в 2017 году обновленных законов, поляки, решившие вернуться на Родину, получают больше возможностей для адаптации, условия возвращения и интеграции стали гораздо более комфортными.

 

            Когда в 2017 году Польша приняла новый Закон о Карте Поляка и репатриации, репатрианты могли рассчитывать на финансовую помощь в размере 6000 злотых и поддержку в течение 9 месяцев. Эти меры предоставляли необходимую помощь тем, кто решался вернуться на родину, однако условия оставались достаточно ограниченными и не всегда позволяли адаптироваться к новым реалиям.

            Сегодня поддержка репатриантов стала значительно более гибкой и всеобъемлющей. В первую очередь, стоит отметить единовременную финансовую помощь, которая теперь предоставляется не только для покрытия первоначальных затрат на переезд и обустройство, но и для обучения детей. Размер этой помощи варьируется в зависимости от количества членов семьи и среднего уровня доходов, что делает ее более адаптированной к реальным потребностям каждой конкретной семьи. Вместо стандартной суммы, как это было раньше, каждый репатриант может рассчитывать на помощь, ориентированную на его конкретные обстоятельства.

            Кроме того, с 2025 года значительно расширены возможности для тех, кто возвращается в Польшу и нуждается в жилищной помощи. Ранее помощь в обустройстве жилья ограничивалась небольшой суммой, теперь же репатрианты могут получить до 6000 злотых на человека для ремонта или обустройства жилья. Эта сумма ежегодно индексируется, что позволяет учитывать изменения в экономике. Такой шаг позволил сделать процесс переезда гораздо комфортнее и менее стрессовым для тех, кто возвращается в Польшу после долгого отсутствия.

            Еще более важным новшеством является помощь в решении жилищных проблем, которая теперь может предоставляться в виде субсидий на аренду или приобретение жилья. Размер субсидии может достигать 25 000 злотых на человека, а сам процесс этой помощи длится до 10 лет с момента прибытия в Польшу. Это дает возможность репатриантам не только сразу решить жилищный вопрос, но и адаптироваться к новым условиям, не переживая о будущем.

 

            Эти изменения явились не просто расширением старых программ, но и шагом вперед в создании комфортных условий для интеграции репатриантов в польское общество. Поддержка стала более длительной, системной и многогранной, что значительно повышает качество жизни тех, кто решает вернуться в Польшу.

 

Экономическая выгода от репатриации: как Польша готовится к будущим вызовам

 

            В 2016 году прогнозы по демографической ситуации в Польше были тревожными: страна могла столкнуться с нехваткой 5 миллионов работников к 2050 году. Это создавало серьёзные риски для экономики, ведь стареющее население не могло компенсировать дефицит рабочей силы. Однако Польша вовремя осознала, что привлечённые репатрианты могут стать не просто важным элементом социальной политики, но и неотъемлемой частью её экономической стратегии.

            В ответ на эти вызовы была разработана миграционная стратегия на 2025–2030 годы, которая акцентирует внимание на привлечении людей польского происхождения и иностранных специалистов, способных поддержать экономический рост. Одним из ключевых моментов стало создание прозрачных и безопасных правил иммиграции, что обеспечит не только стабильность для самих иммигрантов, но и безопасность для польского общества в целом.

            Одной из главных целей, стоящих перед польским правительством, стала пополнение кадрового дефицита в стратегически важных для экономики секторах — образовании, науке, культуре и спорте. Привлечение репатриантов и иностранных специалистов на эти позиции имеет долгосрочные перспективы. В отличие от прогнозов 2016 года, в 2025 году политика Польши значительно улучшила возможности для иностранных специалистов, которые готовы внести свой вклад в развитие страны.

            Однако проблемы с трудовыми ресурсами в Польше не ограничиваются только поиском квалифицированных работников. Для того чтобы обеспечить эффективное управление миграционными процессами, Польша начала активно развивать программы интеграции и адаптации для приезжих, включая обучение польскому языку и знакомство с культурными нормами. Эти меры помогут им не только быстро влиться в общество, но и активно участвовать в его жизни и развитии.

            Что касается политики получения гражданства, то она постепенно ужесточается, однако в 2025 году изменений в законодательстве по этому вопросу не произошло. С каждым годом требования становятся более строгими, и основным критерием для получения гражданства остаются длительное проживание в стране, знание польского языка на достаточном уровне и сдача экзамена на гражданство. Таким образом, процесс получения гражданства стал более регламентированным и трудным, но это также направлено на улучшение интеграции иммигрантов в польское общество.


Что такое репатриация и кто считается репатриантом?

            Репатриация — это процесс возвращения на историческую родину лиц польского происхождения, которые оказались за пределами Польши в результате депортаций, переселений и исторических катаклизмов XX века.

            Польскими репатриантами считаются потомки граждан Польши, которые:

  • Были депортированы в азиатскую часть СССР (Казахстан, Сибирь и другие регионы) в годы сталинских репрессий (1936–1952 гг.).
  • Остались за пределами Польши после изменения границ в 1945 году, но при этом имели польское гражданство или принадлежали к польской культуре.
  • Пострадали от репрессий в СССР и не смогли вернуться в Польшу после Второй мировой войны.

            Важно не путать репатриацию с процедурой получения Карты Поляка. Карта Поляка — это документ, подтверждающий принадлежность к польской нации, но он не дает автоматического права на переезд в Польшу, в отличие от репатриации, которая подразумевает переселение на постоянное место жительства с получением гражданства. Обладатель Карты Поляка может пользоваться рядом прав, например, работать в Польше, получать образование, но для того, чтобы жить в Польше постоянно, ему нужно пройти дополнительные этапы миграции.

            Репатриация — это процесс, при котором человек переселяется в Польшу на постоянное место жительства и может получить польское гражданство. Репатрианты имеют право на постоянное проживание в Польше, и этот процесс более формализован.


Исторический контекст: депортации поляков в СССР


            Депортации поляков в СССР были частью сталинской политики по уничтожению национальных меньшинств. Основные волны депортаций:

  • 1936 год – массовое переселение поляков из западных регионов СССР в Казахстан.
  • 1940–1941 годы – депортация польских семей из Западной Беларуси, Западной Украины и Литвы в Сибирь и Казахстан после присоединения этих территорий к СССР.
  • 1944–1946 годы – принудительное переселение поляков с территорий, переданных СССР.
  • 1952 год – заключительный этап депортаций, после которого тысячи поляков остались в Казахстане и Сибири.

            После 1956 года некоторым депортированным удалось вернуться в Польшу, но значительная часть осталась на территории СССР.

            Чтобы подтвердить статус потомка репатрианта, надо иметь комбинацию нескольких документов. Документы или справки, которые доказывают депортацию, переселение или факт проживания в местах, откуда велась репатриация + документы, подтверждающие польское происхождение. Если документы утеряны, можно попытаться сделать запросы в архивы, а также использовать косвенные доказательства (например, показания родственников, записи в костёлах).

            Если предок был депортирован в азиатскую часть СССР, нужно искать такие документы:

  • Документы, подтверждающие польское происхождение.
  • Архивные справки из НКВД/МВД СССР о депортации. Их можно запросить в:
  • Решения советских органов о спецпоселении (например, карточка спецпоселенца).
  • Справки о реабилитации (выдаются потомкам репрессированных).
  • Документы из колхозов/совхозов о принудительном переселении (акты поселения).
  • Военные архивы – могут содержать сведения о перемещении репрессированных поляков.

 

Закон о репатриации: ключевые положения


            Закон о репатриации Польши впервые был принят в 2000 году, а затем претерпел изменения в 2017 году. Основные положения закона:

  1. Репатриантом может стать человек, который докажет свое польское происхождение или гражданство предков до 1939 года.
  2. Процедура начинается с подачи заявки в польское консульство, где заявитель должен предоставить документы, подтверждающие его польские корни.
  3. После одобрения заявки выдается виза репатрианта (тип 17 или 19), которая позволяет переселиться в Польшу.
  4. По прибытии в Польшу репатриант получает статус постоянного жителя и польское гражданство.
  5. Государство предоставляет финансовую поддержку, включая оплату проезда, помощь в адаптации и жилье в специальных центрах.

            Последние значительные изменения были внесены Законом от 7 апреля 2017 года, вступившим в силу 1 мая 2017 года. Отменена часть статьи 5 пункта 2 Закона о репатриации, что упростило процедуру подтверждения польского происхождения.

            Ранее статья 5 пункт 2 Закона о репатриации требовала, чтобы лицо, претендующее на статус репатрианта, доказало своё польское происхождение на основании dokumentów urzędowych (официальных документов). Это включало, например, метрики, архивные записи, справки о национальности предков и другие документы, выданные государственными органами.

            После отмены части этого пункта процедура подтверждения польского происхождения стала более гибкой. Теперь можно использовать также inne dowody (другие доказательства), такие как:

            Это значительно упростило процесс для тех, кто не может предоставить формальные государственные документы, но имеет другие доказательства своего польского происхождения.

            Уточнена статья 195 пункта 2 Закона об иностранцах, где прописана процедура предоставления гражданства репатриантам. Эта статья регулирует процесс получения польского гражданства для репатриантов. Изменение в законе уточнило, что репатрианты получают польское гражданство автоматически в момент признания их таковыми.

            Раньше требовалось дополнительное оформление гражданства после признания репатриантом, что могло занимать время и вызывать бюрократические сложности. Теперь процедура упрощена:

  • С момента вступления в силу решения о признании репатриантом человек сразу становится польским гражданином.
  • Не требуется дополнительного заявления о гражданстве, как это было раньше.

            Таким образом, закон устранил лишние формальности и ускорил процесс интеграции репатриантов в польское общество.


Современные проблемы репатриации

            В 2023 году Najwyższa Izba Kontroli (NIK) опубликовала отчет, который выявил серьезные недостатки системы репатриации:

1. Долгий срок ожидания

            На 2023 год в Казахстане ожидали репатриации 15 200 человек, но в среднем в год переезжало 684 человека. При таком темпе процесс займет 22 года.

2. Финансовый дефицит

            В 2023 году бюджет на репатриацию был сокращен на 27% по сравнению с 2018 годом. Не все репатрианты получили выплаты, задолженность перед ними составила почти 0,5 млн злотых.В 2024–2026 годах выделено 137 млн злотых, но этого хватит только на 19,5% от ожидающих переселения.

3. Проблемы в консульствах

            Польские консульства перегружены: например, в 2017–2019 годах в Астане было 2 сотрудника на 4000 заявок. Документы могли лежать в консульстве до 356 дней, из-за чего процесс затягивался.

4. Нехватка мест в адаптационных центрах

            В Польше всего 2 центра адаптации (в Пуłtusk и Środa Wielkopolska) на 250 человек. Из-за нехватки мест переселение может затянуться на 5 и более лет.

✅ Ускорение процесса

            NIK предложила установить срок рассмотрения заявки не более 3 лет. Если это решение будет принято, процесс ускорится.

✅ Увеличение бюджета

            Рекомендуется увеличить финансирование, чтобы покрыть нужды репатриантов и расширить программу.

✅ Оптимизация работы консульств

            Увеличение штата сотрудников в консульствах может сократить сроки обработки заявок.

✅ Создание новых адаптационных центров

            Расширение инфраструктуры в Польше поможет принимать больше репатриантов одновременно.

            Репатриация в Польшу остается сложным и долгим процессом, несмотря на наличие законодательства. Основные проблемы — бюрократия, нехватка мест в адаптационных центрах и недостаточное финансирование. Польские власти признают эти трудности, но их решение требует времени и политической воли.

            Если человек хочет воспользоваться программой репатриации, ему стоит заранее подготовиться к долгому ожиданию и изучить все нюансы процедуры.

Комментарии

Гость
Ваше имя:
Добавить от имени гостя (войти?)    CTRL + Enter
Темы