Когда я писала эту статью в 2016 году, мне как репетитору часто приходилось сталкиваться с проблемами от людей, которые пришли ко мне с курсов польского языка. Они звонили, и, как правило, начинали рассказывать мне, как на курсах их учили и что им там говорили. Сложность заключалась в том, что, когда я начинала разъяснять какие-то моменты в грамматике или помогать с подготовкой к экзамену на карту поляка, они часто начинали меня перебивать. Всё время повторяли: "А вот нам на курсах сказали так-то". Для меня, как для преподавателя, это было очень сложно — постоянно работать с людьми, которые пытаются навязать чужие методики и решения, а не открыто воспринимать новую информацию. В 2016 году эта ситуация казалась огромной проблемой, но оглядываясь сейчас, спустя девять лет, могу сказать, что эти "проблемы" кажутся просто ерундой, мелочью.
Это сейчас ужесточили требования к экзамену и документам, а в 2015 году Карта Поляка в Беларуси и все темы, связанные с ней, были у нас, по сути, поводом для бизнеса. Тогда курсы по подготовке к Розмове стояли на потоке, людям было не страшно отдать деньги, так как считалось, что подготовка к экзамену – дело плевое и на курсах плохому не научат. Я не имею ничего против этого — в конце концов, мне тоже нужны деньги. Более того, я сама начинала с преподавания на таких курсах, а позже перешла в репетиторство. В 2013 – 2016 гг. было принято ходить на курсы и опыт преподавания польского языка группам был необходим репетитору для опыта и профессионального анамнеза.
Языковые курсы в те годы были символом неоспоримого авторитета. Люди доверяли общему опыту, и курсы польского языка считались важной вехой на пути к освоению языка. Слышала историю от учителя английского с тридцатилетним стажем. Она поправила языковую ошибку, которую допустила во время ответа старшеклассница. На что та резко ей парировала: «Я хожу на курсы, нам сказали, что так говорить правильно». Ну что тут возразишь, против такого авторитета не попрешь.
Репетиторство польского языка тогда было в некотором смысле нишевым, а курсы воспринимались как более традиционный и надежный способ обучения. Это было нормально, потому что тогда существовало массовое доверие к чужому опыту и учебным заведениям.
Сейчас, если провести аналогию, это напоминает реакцию людей на знакомства в интернете. В комментариях под видео о сайтах знакомств часто можно увидеть: «А мы с мужем познакомились на сайте в 2014 году – полет нормальный». Сегодня же такой сценарий кажется маловероятным, ведь отношение к знакомствам в сети кардинально изменилось.
Точно так же и с курсами подготовки к Карте Поляка: тогда, в 2015 году, это было общепринятой практикой. Люди доверяли системе, преподавателям, самой методике. С течением времени всё меняется – и, как в случае с сайтами знакомств, подходы к обучению и отношение к подготовке эволюционируют.
Когда я ушла в репетиторство, это было время, когда люди приходили с работы, потому что в тот период еще было нормой работать оффлайн.
Культура репетиторства в те годы сильно отличалась от нынешней. Курсы польского языка были общепринятыми, а репетиторство — неким специализированным подходом, в том числе для тех, кто уже имел неудачный опыт на курсах. На самом деле, чаще всего люди, которые шли ко мне как к репетитору, уже прошли какие-то курсы и не получили тех результатов, которые ожидали. Многие неудачно сходили на экзамен. И вот, когда человек уже имел неблагоприятный опыт с курсами — например, провалил экзамен или столкнулся с другими трудностями — тогда репетитор становился для него своего рода последней инстанцией. Это был момент истины, когда человек приходил ко мне, и я чувствовала, что есть некое уважение к моему опыту.
Особенно это было заметно до 2020 года, когда репетиторство становилось более популярным, но всё же ещё оставалось нишевым. Если ученик решался идти именно к репетитору, это значило, что он уже осознал: это специалист, которому можно доверять. Это было уважение к тому, что я помогала найти решение проблемы, исправить ошибки, подготовиться к экзамену и не повторять неудачные попытки, как на курсах. В те годы человек, который «нашел своего» репетитора, держался за него, потому что чувствовал, что именно этот специалист ему точно поможет.
Переход в онлайн в 2020 году действительно все изменил. Это был переломный момент не только для меня, но и для всей профессии репетитора. Тогда началась эпоха цифровизации и онлайн-обучения. Всё стало совершенно другим, и, конечно, это затронуло не только меня, но и всех репетиторов в целом. По сути, с 2020 по 2022 год происходил плавный переход, и в профессии стало ощущаться много перемен. Особенно это стало очевидным в 2022 году.
С переходом в онлайн исчезло живое общение, которое раньше играло ключевую роль. Теперь, в виртуальном пространстве, для многих важнее не столько знания, сколько комфорт общения. Люди насмотрелись коротких видео, тиктоков, впитали современные тренды, и это изменило их восприятие. Преподавателя по ту сторону экрана они уже не воспринимают как реального человека, а скорее, как ещё один элемент цифрового потока — просто часть контента, который можно проскроллить.
В результате, даже если у репетитора 30 дипломов, учёные степени и богатый опыт, это уже не играет решающей роли. Сегодня куда востребованнее тот, кто умеет создать приятную атмосферу, найти лёгкий подход к каждому, даже не имея профильного образования или глубоких знаний. Молодая девушка без опыта и квалификации, но с харизмой и умением комфортно общаться, может легко обойти признанных специалистов. Ведь людям важно не напрягаться, не углубляться в сложные темы, а просто приятно провести время в ненавязчивом, уютном общении. Знания? Они отходят на второй план.
Какую соцсеть ни открой — повсюду жалобы: кому-то ответили слишком сухо, с кем-то обошлись недостаточно мягко, сессию прервали без лишних сантиментов.
«Я плакала на приёме у психолога, ведь перед этим вывернула душу, а она просто остановила нашу беседу, потому что время вышло!» — пишут в комментариях. И толпа сочувствующих поддакивает: «Какой бесчувственный специалист!»
Репетитор отказался работать на условиях, которые навязывает мама подростка? Значит, он неэмпатичный. Ведь мама же не собирается доплачивать за десяток дополнительных требований. А если преподаватель осмелился сказать, что не готов возиться с учеником, который не проявляет ни малейшего желания учиться, потому что его заставила семья — это вообще верх наглости. «Вы обязаны мучиться за стандартную оплату 60 минут! О доплате за особые условия речи быть не может!»
Вот и получается, что в современных реалиях специалист должен не только давать знания, но и соответствовать чьим-то ожиданиям в плане эмоций, заботы и гибкости — причём абсолютно бесплатно. Для меня, как для профессионала, это было очень грустное осознание, но что поделаешь. Время меняется, и с ним меняется всё вокруг.
Сегодня стало нормой обвинять специалиста в отсутствии «человеческого общения» только за то, что он придерживается делового этикета, ведь каждый день профессионалы сталкиваются с теми, кто хочет получить бесплатные ответы на свои вопросы. У любого специалиста есть выработанная схема взаимодействия, которая сразу отсеивает таких «халявщиков». Конечно, 10 лет назад подобные люди тоже существовали. Но тогда, осознав, что бесплатной консультации не будет, они просто откланивались и уходили.
Теперь же, если ты не проявишь вежливую мягкость и, не дай бог, прямо укажешь человеку на его попытку получить ответы даром, в ответ тебя ждет шквал негодования и отборных оскорблений.
Я тоже сталкиваюсь с этим, поэтому вы читаете эту статью. Хочу описать случай, который прекрасно отражает современные реалии работы репетитора да и любого другого специалиста, который работает с людьми. Мы с клиенткой договорились о языковой консультации, чтобы провести имитацию Розмовы на Карту Поляка, выяснить ее уровень и пробелы. Обговорили все условия, была внесена полная предоплата, время было назначено, и я чётко указала, что время по Минску.
В назначенное время девушка не вышла на связь. На мои сообщения не ответила, проигнорировала их. Я видела, что сообщения прочитаны, но никакой реакции. Через полтора часа она наконец-то объявилась, как будто ничего не случилось, подтвердив, что не спорит с тем, что произошло. Несмотря на то, что она проигнорировала мои сообщения, не пришла в назначенное время и даже не потрудилась отменить консультацию, она спокойно написала, что через несколько часов свяжется со мной для повторной договоренности. Да, время было полностью оплачено, и я ожидала её, как договаривались.
Возникает вопрос: о чем вообще можно было передоговариваться в такой ситуации? Человек не пришел, проигнорировал мои попытки связаться, не объяснил, почему не явился, и даже не сообщил заранее, что не сможет быть на занятии. При этом она явно не осознавала, что такое поведение не способствует конструктивному сотрудничеству.
Я ответила ей, что по закону в таких случаях я не обязана возвращать предоплату, так как она в принципе не объявилась. Я не видела смысла проводить с ней дополнительное занятие и брать с неё оплату повторно. Вежливо и спокойно я закрыла вопрос, подчеркнув, что ситуация уже не может быть продолжена в том формате, который мы изначально оговорили.
Она подтвердила, что не спорит с тем, что произошло и не претендует на возврат денег в такой ситуации. Однако, несмотря на её понимание, она всё равно обвинила меня в том, что в этой ситуации мне не хватило «человеческого отношения». Это вызвало у меня вопрос: что именно она подразумевала под «человеческим отношением»?
Зачем мне показывать «человечность» в такой ситуации? Неужели недостаточно просто вежливо закрыть вопрос с пояснением, что именно для таких ситуаций и существует полная предоплата? Почему человек ждёт особого подхода? Моё дело — это предоставление качественных услуг в рамках оговоренных условий, а не психотерапевтическое сопровождение. И если человек отказывается от ответственности за своё время и действия, то почему я должна учитывать «человеческий фактор» и «психологические особенности» в этом контексте?
К сожалению, сейчас это стало настоящей модой — обвинять специалистов в недостаточном человеческом подходе, когда они просто выполняют свою работу. Это явление охватывает всё больше сфер. Особенно мне кажется это странным, когда речь идет о решении конкретных задач, например, по изучению языка или подготовке к экзаменам, где важна дисциплина и соблюдение условий. И мне больно осознавать, что сегодня это стало нормой — нас обвиняют в том, что мы не работаем как психотерапевты, хотя, на самом деле, работаем по вполне конкретным и деловым вопросам.
Раньше такого не происходило так часто, и я могу сказать, что времена действительно изменились. Всё чаще я сталкиваюсь с запросами, где важно не только предоставить знания, но и «погладить по головке», сделать что-то по-другому, хотя на самом деле это просто манипуляции и попытки извлечь выгоду из ситуации.
В статье я делаю попытку проанализировать, что же стоит за этими просьбами о "человеческом отношении" на примере частной ситуации. Почему же требуют этой "человечности"?
Когда человек ошибается (в данном случае — пропускает встречу), ему бывает трудно признать свою вину. Требование "человеческого отношения" может быть способом избежать ответственности за пропуск, прощая свою ошибку.
Ожидания из прошлого опыта. Возможно, она раньше сталкивалась с ситуациями, где специалисты проявляли больше гибкости в подобных ситуациях. Опустим рассуждения, почему закрывают глаза на подобное, это уже тема отдельной статьи. Может быть, она ожидала, что я также проявлю терпимость, несмотря на картину, и подстроюсь под её личные обстоятельства.
Поиск оправданий в стрессовой ситуации. Она могла переживать стресс из-за своей ошибки, и, в поисках поддержки, ожидала, что я проявлю эмпатию и поддержку. Этот эмоциональный запрос не был оправдан нарушением договоренностей с её стороны, но, возможно, она неосознанно надеялась, что я сделаю это.
Неосознанная манипуляция. В некоторых случаях люди, оказавшись в уязвимой позиции, могут начать манипулировать, переводя внимание с собственных ошибок на других. Это могло быть попыткой снять с себя напряжение и перенести его на меня, обвиняя меня в "недостаточной человечности", чтобы избежать чувства вины за своё поведение.
В глазах клиентов ты обязан быть сверхпозитивным и беспечно относиться к нарушенным обязательствам. Каждый второй начинает манипулировать "человеческим отношением", прося прощения за свои опоздания, объясняя это "сложными обстоятельствами", и, если манипуляция не удаётся, переходят на обвинения в том, что ты не проявляешь эмпатию. Это уже стало нормой.
Вместо того чтобы принять ответственность за свои действия, многие пытаются «войти в положение», пытаются манипулировать твоими эмоциями, используя фразу "проявите человеческое отношение". «Вы не понимаете, как сложно у меня на работе, у меня проблемы с машиной, родственниками, тетя заболела встал в 10 утра, лег в 3 часа ночи». Проявите сочувствие, снизьте требования по оплате, не ставьте условия. Но вот вопрос: а где в этом уважение к чужой работе, к договоренностям, к взаимному соблюдению обязательств? Получается, что «человеческий фактор» вдруг становится аргументом для оправдания совершенно несоответствующих действий.
Сейчас специалисты вынуждены искать границу между тем, чтобы не стать жертвой этих манипуляций и при этом сохранить уважение и профессионализм. Если я случайно задела чьи-то «…души священные порывы…», прошу прощения. Я высказала свою позицию и подкрепила её реальной информацией.