Кому наиболее легко дается изучение польского языка и иностранного вообще?
Часто ругаю себя за то, что подхожу к людям с высокой меркой. Не люблю брать на обучение кого-то, у кого уже в процессе телефонного разговора слышна слабая мотивация и куча самооправданий.
Пишет мне женщина, мать шестнадцатилетней «девочки» (слова мамы). Цитирую: «…интересует интенсивный курс для девочки… для поступления в этом году. У нее нулевой уровень, но есть желание. Нужен человек, который ее увлечет и зажжет».
Нет проблем, я готова «зажигать», но немного при других обстоятельствах. Например, мне звонит сама эта «девочка» и четко договаривается о занятии. И такое сплошь и рядом, когда пятнадцати- шестнадцатилетние подростки сами звонят, четко договариваются, исправно учат язык, ходят на занятия и приносят мне удовольствие от работы с ними. Таких хочется «раскручивать» и «зажигать».
Почему же я не возьму эту «девочку» к себе на занятие? Потому что ее не зажжет и не зацепит никто, ни один преподаватель. Идея «поступать» родительская, девочкиных амбиций там вообще нет. Вот потому мама и думает, что надо искать кого-то, кто эту девочку якобы расшевелит. Мама полагает, что абсолютно немотивированного человека просто расшевелить надо – и дело в шляпе.
Родители, которые перекладывают ответственность за мотивацию на преподавателя, совершают психологическую ошибку. Такая установка часто связана с внешней мотивацией ("надо поступить", "надо, потому что мама сказала"). Она краткосрочная и плохо работает в длительном процессе, особенно там, где нужно систематическое усилие, как в изучении языка.
Социологически, здесь видна родительская гиперопека, характерные для постсоветского пространства: подросток — не субъект, а «девочка», которую кто-то должен вести. Но в этом возрасте язык становится не просто учебным предметом, а инструментом самореализации — и он должен быть принят именно как такой.
Хорошо еще, если у родителей авторитет крепкий в глазах девочки. Тогда будет из-под палки учиться. А если не очень или девочка с упрямым характером, то через пять-шесть занятий такая девочка непременно разболеется или почувствует неэффективность или скуку. Сознание оправдает любое нежелание мозга
работать над изучением польского языка).
Вопрос мотивации: ядро успеха
Психологически именно внутренняя мотивация (intrinsic motivation) — главный предиктор успеха в изучении языков. Когда подросток сам ищет учителя, сам звонит, сам принимает решение, — это показатель зрелой автономии, устойчивой цели и эмоционального включения. Такие ученики часто добиваются высоких результатов не потому, что у них «языковый талант», а потому что у них есть личный смысл.
Вот пример противоположной ситуации. Мне звонит мама девочки, которая говорит, что ее дочь сама нашла мой сайт, мои контакты и очень просила мне позвонить и договориться о первом занятии. Я сразу понимаю, что это «мой» клиент и все будет ОК. Так и выходит: плодотворная и основательная работа с этой девочкой. В процессе знакомства выясняется, что девочка очень хочет поступить в польский ВУЗ, так как уверена, что только учеба за границей для нее наиболее желанный вариант для хорошего будущего. То есть налицо личная мотивация девочки. Подросток, действующий самостоятельно, уже входит в социальную роль взрослого субъекта, принимающего решения и несущего за них ответственность. Это — сильный положительный ресурс, особенно в странах, где социальная зрелость формируется рано.
Так, к первой группе людей, у которых хорошо пойдет изучение польского языка, это мотивированные люди.
Легко ли выучить польский язык гуманитариям?
Я сама – с гуманитарным складом ума. Прекрасно понимаю, как становятся гуманитариями: в детстве будущие гуманитарии любят много читать и размышлять над прочитанным. Это люди с хорошей фантазией и воображением.
Когда такие дети приходят в школу, им, как правило, легко даются история, литература и родные языки, потому что чтение развивает интуитивную грамотность. А вот с точными науками проблемы. Но не потому, что ума не хватает. Причина в отсутствии желания корпеть над скучными математикой, физикой и химией. Можно сказать, что гуманитарный ум ленивый. Он склоняется к приятному, поражающему воображение и избегает скуки.
Гуманитарии, действительно, часто обладают богатым языковым чутьём и креативностью, но:
- они быстро теряют интерес, если язык не «зацепил» эмоционально;
- они хуже переносят рутину и монотонность (грамматика, правила, заучивание форм).
Вопреки расхожему мнению, иностранные языки гуманитариям даются непросто. Потому что
язык – это система, которую надо грызть. А грызть гуманитарии готовы только то, что их действительно заинтересует и захватит их воображение.
Да, гуманитарии поступают в лингвистические ВУЗы. Но часто потому, что они просто в школе долго учили иностранный язык и просто пошли по проторенной дороге.
Потому могу сказать, что гуманитариям не хватает воли, мотивации по причине того, что им просто скучен процесс изучения нового иностранного языка. Быстро теряю интерес.
Вот потому наибольшее количество полиглотов именно среди людей с точным, техническим складом ума.
Технарям легче выучить польский язык
Известный психолог Steven Pinker в своей работе о когнитивных стилях писал, что люди с аналитическим мышлением часто более последовательны в изучении языков, хотя могут быть менее гибкими в разговорной речи на начальном этапе.
Впрочем, как и другие иностранные языки, если «технарю» это необходимо. Причина очень простая, технари привыкли учиться, и для них важен результат. Они готовы стойко переносить порой скучный и нудный процесс освоения азов иностранного языка. Технари лучше выстраивают системную работу, у них выше толерантность к фрустрации и скуке. Они мыслят структурно и воспринимают язык как инструмент, а не только как художественную ткань речи.
Могу сказать, что самые интересные мои ученики были технарями. На моих глазах из гадких утят они потихоньку превращались в белых лебедей. Спокойно, целенаправленно и без резких скачков вправо-влево. Я и сама получала удовольствие от взаимодействия с ними.
Если вы про себя знаете, что любите процесс учебы и неважно, сколько вам лет, то вам будет легко выучить как польский язык, так и другие языки. Это самое главное условие.
Кто на самом деле осваивает языки легко?
С точки зрения психологии обучения, легче всего учат языки:
- Люди с высоким уровнем саморегуляции — они могут ставить цели, идти к ним последовательно и восстанавливаться после неудач.
- Те, кто испытывает интерес к другим культурам — не обязательно лингвисты.
- С привычкой к учебной дисциплине — особенно люди, уже имеющие опыт «учиться с нуля».
- С высокой социальной мобильностью — понимающие, что язык открывает двери и реально изменяет статус.
Итог: у кого получится, а у кого нет
✅ Получится у:
- мотивированных, независимо от возраста;
- технарей с прагматическим мышлением;
- подростков с внутренней целью (например, переезд, поступление);
- взрослых с рефлексией и готовностью инвестировать усилия.
⛔ Не получится у:
- тех, кто учится "потому что мама сказала";
- склонных к самооправданиям ("не дается", "не мой язык");
- зависимых от внешнего вдохновения;
- гуманитариев, которые не нашли личного интереса в языке.