Кого не любят в Польше: стереотипы и реальность

 

            В Польше, как и в других странах, предвзятость и стереотипы часто становятся причиной общественного напряжения. Исследования показывают, что такие отношения тесно связаны с политической ситуацией и влиянием медиапропаганды. Однако, можно сказать, что за сухими цифрами скрываются реальные человеческие судьбы, страхи и конфликты.

            Если спросить поляка о том, кого он не любит, ответы могут быть весьма разными, в зависимости от возраста, уровня образования и личного опыта. Однако в ходе своих исследований я неоднократно сталкивался с устойчивыми моделями восприятия.

1️    Украинцы — «конкуренты на рынке труда»

            После 2014 года поток украинских мигрантов в Польшу увеличился многократно. Вначале к ним относились нейтрально, иногда даже с сочувствием, но по мере увеличения их числа общественное мнение начало меняться.

В статье приведены выдержки из интервью с респондентами, а также из различных исследовательских материалов и публикаций в СМИ, которые помогают раскрыть тему и представить разнообразие мнений и подходов.

            Один из моих *** респондентов, владелец небольшого кафе в Варшаве, рассказывал: "Раньше у меня работали только поляки, но платить 25 злотых в час я не мог. Украинцы согласились работать за 15-18. Клиенты начали жаловаться: «Опять понаехали, наши работы лишаются!» И это при том, что поляки сами не хотели работать официантами!"

            Этот пример иллюстрирует двойственный характер ситуации. С одной стороны, украинцы действительно заполнили ниши низкооплачиваемого труда, а с другой – многие поляки недовольны, что из-за этого работодатели снижают зарплаты.

2️   Белорусы — «тихие, но свои?»

            С белорусами ситуация иная. Их не так много, и они воспринимаются как «почти свои». Однако, в зависимости от политической обстановки, отношение может меняться. Например, во время протестов в Беларуси в 2020 году многие белорусы получили политическое убежище в Польше. Тогда к ним относились благосклонно. Но уже в 2023 году, когда начались проблемы с миграционными потоками на границе с Беларусью, общественное мнение стало меняться.

            Один мой коллега из Кракова рассказывал: "Знаешь, когда сюда приехали первые белорусы, их воспринимали как интеллигенцию, айтишников, политических беженцев. А потом на улицах стали появляться ребята, которые разговаривают громко, спорят, ведут себя так, что многие стали говорить: «Они ничем не лучше украинцев»."

3️   Арабы и мусульмане — «угроза традициям»

            Еще одна группа, которая вызывает неоднозначную реакцию – мусульмане. Их в Польше немного, но отношение к ним формируется скорее не из личного опыта, а из медийных нарративов. После миграционного кризиса 2015 года и нападений исламистов в Европе поляки стали опасаться мусульман.

            В одном из исследований, проведенных мною в 2017 году, респондентка из Познани рассказывала: "Когда я увидела женщину в хиджабе в автобусе, мне стало не по себе. Вдруг она террористка? Я знаю, что это глупо, но не могу ничего с собой поделать."

            Этот страх подпитывается пропагандой, а также отсутствием реального опыта общения с мусульманами. В то же время, поляки исторически мирно сосуществовали с татарами-мусульманами, которые живут в Польше уже несколько веков. Но про это мало кто помнит.

4️   ЛГБТ-сообщество — «подрыв католических ценностей»

            Польша – одна из самых консервативных стран Европы в вопросах ЛГБТ. Когда в 2019 году несколько городов объявили себя «зонами, свободными от ЛГБТ», это вызвало волну критики в Европе.

            Один из моих респондентов, активист из Вроцлава, рассказывал: "Я не могу спокойно идти по улице за руку со своим парнем. Нас могут оскорбить, плюнуть в нашу сторону. Полицейские ничего не делают, а если ты начинаешь защищаться, то виноватым будешь ты."

            Здесь во многом сказывается влияние католической церкви и правых политиков, которые подогревают негативное отношение к ЛГБТ-сообществу.

   ✨ Политическая поляризация и медийные войны

            Все эти предубеждения и стереотипы активно поддерживаются политическими силами, которым выгодно разделять общество. Поляки, в целом, – довольно политизированная нация. Телевидение играет ключевую роль в формировании общественного мнения.

            Если ты смотришь TVP (государственное телевидение), тебе расскажут, что ЛГБТ разрушает польские традиции, приезжие захватывают рабочие места. Если включить TVN (независимый канал), то там будут говорить об угнетении меньшинств, правом популизме и необходимости интеграции.

            В результате страна живет в двух параллельных реальностях.



Трудности интеграции мусульман: культурные стереотипы и социальные вызовы


            Когда речь заходит о более поздних волнах миграции, особенно арабских и пакистанских, ситуация гораздо более напряжённая. С 2015 года, на фоне миграционного кризиса, антимусульманские настроения в Польше усилились. Многие поляки воспринимают мусульман как угрозу традиционным ценностям и безопасности. Влияние католической церкви, а также консервативных политиков усиливает эти настроения.

            Стереотипы об арабах особенно укоренились после ряда инцидентов в Западной Европе, связанных с террористическими атаками, а также благодаря громким случаям преступлений, совершённых выходцами из арабских стран. В польских медиа часто можно встретить нарративы о том, что мусульмане не интегрируются, навязывают свои порядки и создают параллельные общества. Даже среди более либеральных поляков распространено недоверие к мусульманским мигрантам.

            Есть и личные истории, подтверждающие этот тренд. Социологи и политологи анализировали кейсы мигрантов в Польше. Один из показательных случаев – это отношение к беженцам из Чечни. В 2000-х годах они массово приезжали в Польшу, и многие поляки воспринимали их как довольно проблемную группу: частые конфликты с местным населением, закрытые диаспоры, высокий уровень преступности среди молодых выходцев. Подобные истории формируют устойчивый негативный образ мусульман в польском обществе.

            Одна из ключевых причин, почему мусульманские общины в Польше и других странах Восточной Европы слабо интегрируются в общество. Действительно, у нас – и в Польше, и в Беларуси – социальная структура предполагает активные связи за пределами семьи. Мы привыкли к тому, что человек выстраивает отношения на работе, в учебных заведениях, через дружбу и коллеги, а не только через кровное родство. Семьи у нас относительно небольшие, и поэтому каждому человеку так или иначе приходится искать социальные контакты вовне.

            В мусульманской среде всё устроено совершенно иначе. Там семейные связи – это абсолютный приоритет, и они заменяют почти все другие формы социальных связей. У них большая семья – это целая система поддержки, свой «мир в миниатюре». Они решают вопросы бизнеса, работы, браков и жизни внутри общины, минимально контактируя с местным населением. Из-за этого происходит естественная дезинтеграция: им просто нет нужды встраиваться в общество, где их окружает чужая культура, потому что их мир уже устроен по своим правилам.

            Такая модель особенно проблемна в Польше, потому что польская культура исторически построена на идее национального единства, католицизма и определённого набора ценностей. Когда появляется группа людей, которая сознательно не хочет вливаться в общество, естественно, что местные воспринимают их как чужаков. Более того, мусульманские диаспоры часто ведут себя не просто замкнуто, но ещё и с определённой долей высокомерия – в их понимании европейцы живут неправильно, женщины слишком свободны, традиции не соблюдаются. В итоге это выливается в презрение к местному населению, что, в свою очередь, вызывает ответную антипатию.

            Касательно арабов и их склонности к лжи – это действительно распространённый стереотип, но, к сожалению, во многих ситуациях он подтверждается. В их культуре ложь может быть не просто оправдана, но даже считается допустимой, если она помогает защитить свои интересы, семью или репутацию. В арабском мире существует понятие taqiyya – это концепция, которая позволяет скрывать истинные намерения ради собственной выгоды или безопасности. Это особенно раздражает людей с восточнославянским менталитетом, где даже если и есть некая хитрость, она всё же не является системой.

            Предвзятость и общественные конфликты в Польше – это не просто сухие цифры и тенденции. Это живые эмоции, страхи и неопределенность. С одной стороны, поляки – достаточно открытая и гостеприимная нация. С другой – они чувствительны к любым изменениям и воспринимают их как угрозу.

            Будет ли ситуация меняться? Да, но медленно. Пока медиапропаганда продолжает работать в обе стороны, пока политики используют общественное мнение в своих целях, напряженность останется. Однако на уровне обычных людей я вижу изменения. Молодежь становится более открытой, компании борются за инклюзивность, а глобализация делает свое дело.

            Главное – помнить, что за каждым стереотипом стоит человек. И не всегда он такой, каким его рисуют СМИ.

❗*** фраза «Один из моих…» использована как прямое цитирование из материалов СМИ, а не является частью личного исследования автора.

Комментарии

Гость
Ваше имя:
Добавить от имени гостя (войти?)    CTRL + Enter
Темы