Юмор и правда: про плохих преподавателей и хороших учеников

«Я не ганю землі чужыя, -

Хай іх сонца не абміне…»



W tle: św. Michał Archanioł zabija Szatana.
W tle: św. Michał Archanioł zabija Szatana.
            Как-то прочитала, что самая лучшая интуиция у представителей трех профессий: врачей, следовавтелей и преподавателей. Вангую сто пиццот, это про меня! Кстати, пресловутая интуиция, которую многие так хотять развить, – медитациями, уединением, чтением заумных книжек, – есть не что иное, как разностороний жизненный опыт плюс доверие к себе с опорой на тот самый опыт плюс умение абстрагироваться и сделать упор на конечный результат, а не на процесс. То есть я рассматриваю конкретную ситуацию не с точки зрения ее сиюминутности и своих ощущений сейчас от нее, а с точки зрения своего предыдущего опыта, голых фактов и полезности для себя. И тогда решение приходит изнутри само собой, его подсунет мой мозг моментально, поскольку имел опыт таких ситуаций.

            Собираюсь написать посты в Инстаграм и большую статью на тему критического мышления. Думаю, сейчас, когда мы переживаем такое сильное давление на собственные свободы из-за сложившейся в мире ситуации, развивать в себе умение критически мыслить очень важно. Тем более что этим навыком обладает не такое уж большое количество людей относительно всего населения нашей планеты. Так вот была приятно удивлена, что одной из составляющих критическо-аналитического мышления является… интуиция.

            Вообще работа преподавателя/репетитора тяжелая, как и любая работа, где есть контакт с людьми. Неприятные ситуации в процессе взаимодействия – норма. Для себя как-то решила, что надо максимально отсеивать, «душить на корню» уже в процессе телефонного общения. Попадала в разные ситуации, со временем они стали для меня рутиной. Ежедневно люди хотят получить информацию за «спасибо», заплатить, хамят за мой отказ не давать информацию бесплатно. Пытаются обманывать и врать, чаще этим грешат подростки, которых заставили родители учить польский язык.

            Такие истории непрятны для любого человека, довольно трудно выработать тотально наплевательское отношение к подобным ситуациям. Можно научиться о них забывать через час, но все равно в моменте тратишь время и нервы. Я пришла к выводу, что преподаватель должен вырабатывать характер и умение отсеивать таких людей на самом начальном этапе.      
   
            Экспериментальным путем для себя выработала определенные формулы «отсева» людей по телефону. Если такой клиент все же попадает ко мне, делаю все, чтобы не продолжать взаимодействие далее. Не каждый репетитор может себе это позволить: надо квартиру снимать, детей кормить. Это каждый решает для себя. Я придерживаюсь мнения,  если в жизни все более-менее устаканено, не нужно стремиться заработать деньги, ущемляя себя, растрачивая время и нервы. Я не могу влиять на человека, его поведение, если он сам не знает, чего хочет и хамское поведения является для него нормой.  

            Например, в процессе телефонного разговора человек демонстрирует высокомерие, жесткость, хамит, пошло шутит, заявляет, что ему дорого, хочет заговорить за два месяца с нуля или в принципе имеет заоблачные ожидания, отказываю сразу. По опыту понимаю, что лучше сразу отказать, чем после пары занятий. Толку из этого все равно не будет, человек в лучшем случае откажется под благовидным предлогом, а худшем уйдет по-английски или гадко придерется к чему-либо.

            Я точно знаю, что хочу работать на результат с людьми, которым этот результат нужен. Это ученики, которые пришли ко мне с четко обозначенной целью и готовы работать так, как я скажу ради ее достижения. Только в этом случае приведу к нужному результату. Когда увижу, что рвение ослабло и домашние выполняются плохо, могу и высказаться, жестко мотивировать и выразить свое мнение по этому поводу. Не для того, чтобы унизить, это называется сократический метод. Подход такой, который стимулирует не расслабляться.

            Давайте честно: позиция многих окружающих нас людей инфантильная, то есть мне должны все по факту моего существования. Мерило добра и зла для них – это согласие или отказ выполнить ожидания. Понятное дело, если я отказываю, меня сочтут плохим специалистом и плохим человеком. Только потому, что у них в голове есть иллюзия о некой умозрительной справедливости, и люди хороши тогда, когда ведут себя согласно чаяниям. Если я совершаю выбор в пользу собственного интереса получить оплату, то я человеконенавистник гадкий.

            Теперь суммируем вышесказанное и вычислим: какой преподаватель, по мнению некоторых,  хороший, мать Тереза прямо, а какой плохой преподаватель, человек-редиска?

 

            Хороший преподаватель vs плохой преподаватель

 

            Хороший преподаватель:



  •  Соглашается научить «полноценному разговорному польскому» с нуля за два месяца
  • Соглашается работать так, как ему диктует ученик. Клиент ведь всегда прав, ну и что, что у препода опыт большой и универ за плечами. Тфу там, язык какой-то! Он же деньги платит!
  • Соглашается работать в долг. Ну, заболел Петя резко, придет ведь и заплатит. Людям надо доверять на слово, если речь о работе и деньгах.
  • Терпит получасовые опоздания. Ну, а что, если Петя позвонил и сказал, что «на то были веские причины». Ведь он даже не извинился, значит, очень расстроен. Мое время ничего не стоит, посижу, подожду.
  • Соглашается на отмены занятий за час или два до начала. Тьфу там на время и деньги, желание ученика – закон. Дисциплина – это не про хорошего преподавателя, он толерантный. Компенсация за потерянное время, как это в Европе принято? Нет, что вы, так нельзя с людьми, надо включить терпение.
  • Всегда закроет глаза на то, что за три недели ученик только два раза пришел на занятия. Зачем же отказываться от такого мотивированного ученика? Надо держать время на случай, если он все же придет.
  • Не обратит внимания на невыполненное домашнее задание. А еще лучше, не проверит. Учиться надо играючи, легко. Зачем требованиями и строгостью усложнять человеку жизнь?
  • Не будет «сушить мозги» ученику тяжелыми заданиями. Голова ведь может разболеться. Лучше почитать-попереводить текстики, дать слова по темам, которые легко можно взять на любом сайте. Можно поржать с подростком, даже кофе попить вместе. На шею сел? Так это же хорошо, значит, я завоевала доверие. Грамматика? Упражнения? Пересказы, сочинения? Говорить заставлять? Не, не слышали. Так нельзя, сбежать ведь со страху может.
  • Не затрудняет себя объяснениями грамматики так, чтобы дошло даже до «тех, кто на бронепоезде». Зачем? Лучше сказать три слова по-польски для красоты и гнать дальше. Как-нибудь да ляжет в голову. И с видом недоступным, чтобы ученику не пришло в голову переспрашивать. А то ведь преподавателю страшно: в грамматике самому надо разбираться, чтобы что-то объяснить и разжевать.
  • Не будет задумываться о развитии разных языковых умений. Письмо, аудирование, разговор? Ай, там… Всю жизнь тексты читали-переводили и упражнения пописывали. И как-то худо-бедно через год могли ответить, как дела.
  • Не размышляет о постоянном самосовершенствовании. Зачем? Петя же платит деньги? Все его устраивает: слова по темам ответит, тексты почитает-переведет про режим дня, контрольную работу в конце занятия напишет. А что говорить не может челез год, так молчит же пока, претензий нет. Ну, так и я дальше уровня А2 не лезу. Каждый сверчок знай свой шесток.
  • Делает все, как приказывают родители подростка. Родители знают лучше. И неважно, что родители – инженеры и ангилйский язык «со словарем», как говорится. Мама вчера позвонила в девять вечера и «выносила мозг» сорок минут? Но она же мама… Надо понять и простить.
  • Понимает, что главное в изучении иностранного языка – это процесс, а не результат. Учиться, учиться и еще раз учиться. Неважно, заговорит ли в конце ученик на языке. Процесс идет и деньги платят. Как у психоаналитика: можно пять лет выговариваться, а толку…
            Юмор юмором, но для многих «хороший преподаватель» тот, который потакает, не преподает. Когда слышу, что кто-то ищет «хорошего преподавателя», выясняю, а что для вас хороший?
    
            Есть книга с названием «Не люблю убивать, но приходится». Вот не люблю хамить, но приходится. Уже профессиональная деформация, наверное, которая возникает от длительной работы с людьми. Делаю это, когда вежливость исчерпана, а человек достает. Чуть ниже приведу реальный диалог, где вежливость просто не имеет смысла.

            Я не только преподаю польский язык на разных уровнях, но и консультирую. Также по многим вопросам, об этом можно почитать в разделе Мои услуги. Написано четко, что не консультирую бесплатно. Таковы мои условия, можете согласиться, можете отказаться. Ваша воля принять их или отказаться без хамства.

            Практически ежедневно кто-то пытается получить ответы на вопросы бесплатно. Схема действия очень стандартная: со мной очень вежливо начинают разговор, разные «спасибо да благодарю», слова похвалы. И потом следует «всего один вопрос». Я отвечаю фразой, что не консультирую бесплатно. Радостно, что многие спокойно это воспринимают и прощаются, поняв, что попытка побеседовать по душам не прокатила. Но примерно 30% ситуаций, чаще с мужчинами, заканчиваются хамством.

            В завершение приведу пример довольно стандартной ситуации. Пишет мне в Директ женщина, у которой только один вопрос. По своему обширному опыту точно знаю: один вопрос будет «коротЕнько, минут на сорок». Отписываюсь стандартной фразой. Далее в течение получаса женщина мне пишет: у меня только один, хорошо, сколько стоит, хорошо, я заплачу, можно прямо сейчас (22.00). Когда она неизменно получает от меня один и тот же ответ, отчаивается и пишет свой вопрос. Ответ на него требовал очень объемного ответа с уточнением обстоятельств. И добавляет: если он стоит 12 долларов, то можете не отвечать, я не обижусь».

            Я не обижусь…. Хотелось бы уточнить: а как быть, если такие люди не ценят ни чужого времени, ни чужих условий, ни чужих границ? Если им должен весь мир? Иногда думаю, что тут любые ответы будут лишние.

Комментарии

Гость
Ваше имя:
Добавить от имени гостя (войти?)    CTRL + Enter
Темы