Польский язык для детей: о чем надо знать

            Все больше детей учат польский язык, поскольку их родители только планируют поездку в Польшу или уже прибыли туда в поисках работы в Польше. Большинству детей нужен польский язык, чтобы оказаться в реалиях польской школы. Неизбежно, все больше и больше учителей польского языка имеют или будут иметь возможность увидеть, что такое обучение детей, и с какими проблемами приходится сталкиваться в такой ситуации.

            Я хочу в начале статьи объяснить, что я, например, не беру к себе на обучение детей. Дети – это те, кто младше 13 лет. Есть профессия учителя начальной школы, которой не просто так обучают в педагогических университетах. Поэтому польский для детей должны преподавать «специально обученные» педагоги» на групповых занятиях. Дело в том, что взявшись за занятие с ребенком, я в нагрузку тут же беру и его родителя, который, как правило, будет совать нос не в свой огород. А это не способствует прогрессу. Кроме того, вопрос, а где будет находиться этот родитель во время занятия со мной, репетитором? Кофе пить у меня на кухне или в машине полтора часа сидеть? Неудобства и для него и для меня, скованность и нервотрепка. Другое дело, групповые занятия.

            Постараюсь кратко указать, в чем разница между обучением детей и обучением взрослых:

            а) внимание - маленькие ученики обладают небольшой способностью внимания; могут сосредоточиться на одной задаче намного короче, чем взрослые;

            б) память - преобладает механическая, а не логическая память; они запоминают слова и фразы быстро, но ненадолго;

            в) чувства - они учатся, используя все чувства, а не только зрение и слух; движение особенно важно;

 
            2. Мотивация 

            В случае со взрослыми нам не нужно обращать на это особого внимания, взрослый сам должен решить, надо ему это или не надо. Что касается детей, чтобы получить наилучшие результаты, необходимо строить учебный процесс на радости и веселье. То есть именно учитель ответственен за построение внутренней мотивации ребенка. Представьте, вы должны быть позитивны, смешны и веселы каждое занятие, как клоун Клепа.

            3.Обратная связь

            Детей не нужно спрашивать, нравится ли им что-то или нет; они показывают это всем своим существом, они не скрывают скуки, они не изображают радость и увлеченность. Учителю следует научиться воспринимать это как данность и использовать, а не расстраиваться.


            Что еще нужно учитывать при изучении польского языка с детьми?


            Возраст учеников - для детей это ключевой вопрос. Дошкольников, детей младшего школьного возраста и детей 10-15 лет учат по-разному. Также стоит помнить, что дети развиваются в своем собственном темпе, и не всегда возраст, а исключительно большая готовность данного ребенка является определяющим фактором, который надо учитывать при выборе методов обучения.

            Важно отношение к изучению языка: учится ли ребенок ради удовольствия или его родители отправили на языковой курс для определенной цели; имеет ли он положительные ассоциации с польским языком или рассматривает обучение как печальное обязательство. В этой ситуации многое зависит от учителя, который может изменить негативное отношение к языку. Вы помните из школы, когда вам нравился предмет только из-за учителя!

            Среда, в которой будет учиться ребенок. Будет он учить польский язык уже в Польше или за рубежом. Это различие повлияет на цели, которые мы ставим при изучении языка, и, следовательно, на выбор материалов, методик и методов нашей работы.


            Как это выглядит в практическом плане?



            1. а) - надо часто менять вид активности, упражнения должны быть короткими и разнообразными, а продолжительность занятий должна подбираться с учетом возраста учащихся; надо делать частые перерывы, чередовать статические упражнения на листе бумаги с заданиями на двигательную активность.

            б) - частое количество повторений; можно использовать песни, рифмы, детские стишки; можно совмещать мелодии предложения,  ритм с запоминанием; надо обращаться к тому, что дети знают и любят.

            в) - подключайте слух, зрение, осязание, обоняние, вкус и движение; запускайте воображение учеников (постановка, ролевые игры), которые очень помогают в изучении языка, но прежде всего, не забывайте об эмоциях.

            2. Для детей обучение равняется игре; это веселье стимулирует спонтанные высказывания, полностью вовлекает детей и позволяет «погрузиться» в язык; любопытство и возможность экспериментировать (не столько с самим языком, сколько с миром, использующим язык) стимулирует мотивацию.

            3. Помните, что мы не только получаем немедленную обратную связь от детей, но мы также должны предоставлять им много положительных откликов. Некоторые учителя выбирают стикеры или другие награды за выполнение задания, другие просто выбирают словесную похвалу или символические пятерки после урока.

            4. Это тривиально, но нужно адаптировать материалы под способности учеников; некоторые десятилетние дети еще не готовы к системному обучению с помощью правил и таблиц грамматики, в то время как другие девятилетние дети уже смогут освоить спряжение простых глаголов. Также нельзя ожидать от детей, которые только учатся правильно писать буквы, чтобы они правильно выполняли упражнения в учебнике или рабочей тетради.

            5. Если вы обучаете детей, вам придется их развлекать в прямом смысле, делать рожицы, играть с ними в разные роли. Одним словом, обучение должно быть забавным, а это трудно.

            6. Формальные уроки никогда не заменят естественных ситуаций, в процессе которых ребенок усваивал родной язык. Для него первый контакт с иностранным языком может быть шоком. Нельзя заставлять ребенка говорить на первых занятиях. Надо дать ему время, чтобы приучить и показать, что иностранный язык - это не только пугающие непонятностью слова, но и мир, который может быть хорошим и безопасным.

Комментарии

Гость
Ваше имя:
Добавить от имени гостя (войти?)    CTRL + Enter