Лайфхак от преподавателя польского языка: как эффективно учить глаголы

            Сразу оговорюсь: у меня своя методика подхода к этой найважнейшей части речи любого языка. То есть в этой статье я опишу свой субъективный подход, собственный лайфхак, который я выработала по результатам многолетней практики. Вам решать, забирать его или предпочесть иной подход.

            Уже несколько месяцев борюсь, но пока терплю поражение в схватке с немецким языком. Ну, вот не могу его полюбить. Английский язык как-то смогла полюбить и понять, а вот этот строгий и холодный немецкий ну никак.

            Как преподаватель хорошо понимаю, что глаголы – это скелет, каркас языка. Это называние действия. А движение – это жизнь. Собственно, мы постоянно описываем именно действия, а всеми остальными частями речи лишь уточняем, украшаем, живописуем происходящее.

            Так вот на одном из сайтов одна преподаватель немецкого покорила меня своей простой мыслью, что самое главное – это выучить и набрать глагольную лексику. Я была с ней согласно, но при этом чуть не плакала, потому что для меня все немецкие глаголы почему-то на одно лицо. То ли дело польские, все разные) А может я ищу оправданий своей нелюбви к немецкому…

            Так что, набрать лексическую массу глаголов – это очень важно при изучении иностранного языка.

            Что, как правило, с вами начинают делать на курсах или в ВУЗе, когда приступают к грамматике глаголов? Мучают вас правилами спряжения. Надо сказать, что это правильно, основы заложить необходимо. В польском языке выделяют три основных спряжения. Любой учебник для начинающих уровня А1 начинается с освоения третьего спряжения польских глаголов в настоящем времени.

            Третье спряжение – самое легкое и понятное в польском языке. Я всегда объясняю ученикам, что его необходимо усвоить очень хорошо. Оно является базок к пониманию того, как функционируют глаголы в настоящем времени. К нему мы относим почти все глаголы польского языка, инфинитив которых заканчивается на –ać (czytać, wołać, witać, znać). В тексте, когда вы имеете дело с личными формами настоящего времени, эти глаголы легко распознать по -а- в конце (например, czytam, wołacie, witają, znasz). Для сравнения приведу личные формы глаголов второго и первого спряжений, где характерные гласные в конце основы будут в первом –е, а во втором –y/-i (robisz, możesz, tańczymy, lubicie, pomoże). Сравните с первым.

            Далее на горизонте появляется второе спряжение, которое уже сложнее. Когда я работала на курсах, помню, преподаватели «морочили» голову бедным новичкам, давая таблички с чередованиями в основе глаголов второго спряжения. На первых порах своей работы преподавателем я также этим грешила. Потом заметила, что от этого становилось только хуже. Ученики только нервничали от того, что не могут ничего понять. А однажды попала ко мне на занятия одна перфекционистка тяжелая, которая умудрилась тихую истерику устроить, потому что не могла уловить логику поведения глаголов во втором спряжении.

            Дело в том, что правило гласит, что ко второму спряжению относятся глаголы, инфинитивы которых заканчиваются на –ić/-yć (lubić, kończyć, cieszyć się, trąbić). Проблема в том, что в личных формах имеется беглое –i в первом/втором лице единственного числа (lecę/lecisz, proszę/prosisz, wożę/wozisz). И для «понимания» этого дают чередования. Вот так это примерно выглядит:

            В глаголах 2 спряжения могут происходить чередования (если основа в 1-м лице единственного числа заканчивается на затвердевший согласный):

c//ć - lecę, lecisz, leci, lecimy, lecicie, lecą (lecieć)

dz//dź - siedzę, siedzisz, siedzi, siedzimy, siedzicie, siedzą (siedzieć)

sz//ś - proszę, prosisz, prosi, prosimy, prosicie, proszą (prosić)

ż//ź - wożę, wozisz, wozi, wozimy, wozicie, wożą (wozić)

żdż//źdź - jeżdżę, jeździsz, jeździ, jeździmy, jeździcie, jeżdżą (jeździć)

szcz//ść - czyszczę, czyścisz, czyści, czyścimy, czyścicie, czyszczą (czyścić)

            Могу сказать, что практически никто это не учит. Кроме того, как вы заметили, ко второму спряжению также относится ряд глаголов с инфинитивом на – eć. А тут как быть? Без опыта невозможно понять, первого или второго спряжения такой глагол и как он себя будет вести в личных формах.


            Так стоит ли зубрить польские глаголы?



            Вот вам руководство к действию по освоению глаголов второго спряжения. Не надо ничего заучивать. Не можете, и не насилуйте себя. Я рекомендую вот такой ресурс баб.ла и плюс к нему проделать большое количество упражнений на настоящее время.

 1️⃣ Старт с третьего спряжения — не просто логично, но и стратегически

            Почти все глаголы на -ać (czytać, wołać, znać) — это третье спряжение. Они регулярно спрягаются, легко предсказуемы, интуитивно считываются на слух. Освоив их, вы заложите прочный фундамент, к которому проще «пришивать» остальное.

           ⚫ Совет: Сделайте себе таблицу 20–30 наиболее частотных глаголов на -ać. Выпишите их спряжение вручную. Рука подключит моторную память.

            Переходим по ссылке, жмем на вкладку «Спряжение», выбираем польский флаг. В поле вбиваем незнакомый нам глагол. И жмем «Проспрягать». Система выдаст нам все возможные формы от заданного вами глагола.

 2️⃣ Автоматизация вместо зубрёжки: метод "100 глаголов"

            Прогоните 100 глаголов через bab.la, выписывая их формы, но не заучивая. Цель — не помнить, а узнать на практике, как мозг сам выстроит паттерн.

            ⚪ Пример: Lubisz – kochasz – znasz – witasz. Форма -sz повторяется? Да. Это 2 л. ед. ч. Запомнилось не зубрёжкой, а частотой.

3️⃣    Упражнения в 3–4 раза больше, чем в учебнике

            Забудьте про стандартные три упражнения из пособия. Делайте 20 на одну и ту же тему. Повтор создаёт нейронную сеть прочнее, чем заучивание таблиц.

               ⭐ Именно на этом принципе построены мои интерактивные материалы подготовки к Карте Поляка и Карте Побыту. В них:

  • более 300 заданий уровня А1–А2 и 265 — уровня В1;
  • упражнения по всем видам речевой деятельности: аудирование, грамматика, сочинения, чтение, тематические переводы;
  • автоматическая проверка с разбором ошибок;
  • видеообъяснения грамматики;
  • встроенные ссылки на фильмы, подкасты и сериалы;
  • полноценный конспект вопросов и ответов к собеседованию на Карту Поляка.

            Вы тренируетесь в системе, а не бессвязно и точечно. Под статьёй размещена видеопрезентация курсов. Есть два формата:

  • доступ к материалам + консультация (по запросу);
  • или полноценные индивидуальные занятия онлайн со мной как преподавателем.

            Курс подходит и тем, кто только начинает, и тем, кто уже на уровне В1 и хочет уверенно пройти собеседование. За подробностями — пишите в мессенджеры.

            Суть в том, что когда вы пропишете большое количество упражнений и проспрягаете штук сто глаголов, то на сто первом, условно говоря, у вас в голове-таки сформируется определенная система поведения глаголов. Плюс, таким образом, вы эти глаголы еще и выучите без утомительной зубрежки. Метод проверенный и эффективный. Я его называю «утроенная автоматизация». Обычно в учебниках для закрепления грамматической темы даются три-четыре упражнения. А тут вы делаете условно двадцать.

4️⃣    Контекст — ваш главный учитель

            Разбирайте тексты по темам: "Погода", "Семья", "Работа". Переводите с карандашом. Ищите глаголы в действии, а не как отдельные формы. Подчёркивайте личные формы глаголов, отмечайте спряжение. Через 10 таких текстов мозг сам различит robisz, lubisz и czytasz.

 

            Можно присоединить разбор простых текстов. Берете языковую тему, подходящую вам по уровню, например, «Времена года». Распечатываете и переводите все незнакомые слова, вооружившись карандашом (это эффективнее, чем скачивать на телефон программы с подстврочным переводом текста, потому что подключается еще и моторная память).

5️⃣   Создавайте мини-глоссарии по темам

            Например, "день" = wstawać, jeść, iść, pracować, wracać. Выпишите 10–12 глаголов по одной теме. Осваивайте лексический кластер — это в 3 раза эффективнее, чем учить глаголы вразнобой.

            Большой плюс работы с текстом – это не только освонение грамматики, но и расширение лексического запаса путем распознавания слов из контекста, что гораздо эффективнее механического заучивания.

6️⃣    Категории вместо правил

            Не зубрите чередования вроде sz/ś или ż/ź. Работайте с категориями: "глаголы, у которых меняется согласная". Это убирает стресс от исключений и даёт ощущение контроля.

            Пример: zamiatać → zamiatam, zamiatasz. Видите, как глагол «прогибается» под форму? Запомните явление, а не таблицу.

            Принцип "не понял — не учи"

            Если глагол сложный (np. cieszyć się), не пытайтесь его запомнить сразу. Отложите. Пусть мозг «пережует» его позже, в контексте. Сложные формы лучше усваиваются не фронтально, а от повторных встреч.

            В конце хочу высказаться на тему игр, которые рекомендуются для групповых занятий: мячики всякие, лотереи, карточки. Группповые обсуждения, сценки – дело хорошее. Но в мячики после 18 лет – это заполнение времени на курсах, которое, замечу, оплачиваете вы. Ну да, весело. А вы за веселье заплатили? Я вообще не сторонник подобных игр на занятиях с взрослыми. Я люблю его величество контекст, а не вырванные из него отдельные слова.          

Комментарии

Гость
Ваше имя:
Добавить от имени гостя (войти?)    CTRL + Enter
Гость
Элина
Согласна с Вами . Глаголы - база! Взял глагол, познакомился с лексическим значением, научился спрягать, подбирать синонимы и однокоренные слова других частей речи, составил текст с ним. Эврика. Глагол и однокоренная связка запомнилась)
23.01.2024 в 16:59 | Ответить
0
0
Administrator
Administrator
100%!
Ответил 20.05.2025 в 22:36 | Ответить
0
0
Темы