Лайфхак от преподавателя польского языка: как эффективно учить глаголы
Сразу оговорюсь: у меня своя методика подхода к этой найважнейшей части речи любого языка. То есть в этой статье я опишу свой субъективный подход, собственный лайфхак, который я выработала по результатам многолетней практики. Вам решать, забирать его или предпочесть иной подход.
Уже несколько месяцев борюсь, но пока терплю поражение в схватке с немецким языком. Ну, вот не могу его полюбить. Английский язык как-то смогла полюбить и понять, а вот этот строгий и холодный немецкий ну никак.
Как преподаватель хорошо понимаю, что глаголы – это скелет, каркас языка. Это называние действия. А движение – это жизнь. Собственно, мы постоянно описываем именно действия, а всеми остальными частями речи лишь уточняем, украшаем, живописуем происходящее.
Так вот на одном из сайтов одна преподаватель немецкого покорила меня своей простой мыслью, что самое главное – это выучить и набрать глагольную лексику. Я была с ней согласно, но при этом чуть не плакала, потому что для меня все немецкие глаголы почему-то на одно лицо. То ли дело польские, все разные) А может я ищу оправданий своей нелюбви к немецкому…
Так что, набрать лексическую массу глаголов – это очень важно при изучении иностранного языка.
Что, как правило, с вами начинают делать на курсах или в ВУЗе, когда приступают к грамматике глаголов? Мучают вас правилами спряжения. Надо сказать, что это правильно, основы заложить необходимо. В польском языке выделяют три основных спряжения. Любой учебник для начинающих уровня А1 начинается с освоения третьего спряжения польских глаголов в настоящем времени.
Третье спряжение – самое легкое и понятное в польском языке. Я всегда объясняю ученикам, что его необходимо усвоить очень хорошо. Оно является базок к пониманию того, как функционируют глаголы в настоящем времени. К нему мы относим почти все глаголы польского языка, инфинитив которых заканчивается на –ać (czytać, wołać, witać, znać). В тексте, когда вы имеете дело с личными формами настоящего времени, эти глаголы легко распознать по -а- в конце (например, czytam, wołacie, witają, znasz). Для сравнения приведу личные формы глаголов второго и первого спряжений, где характерные гласные в конце основы будут в первом –е, а во втором –y/-i (robisz, możesz, tańczymy, lubicie, pomoże). Сравните с первым.
Далее на горизонте появляется второе спряжение, которое уже сложнее. Когда
я работала на курсах, помню, преподаватели «морочили» голову бедным новичкам, давая таблички с чередованиями в основе глаголов второго спряжения. На первых порах своей работы преподавателем я также этим грешила. Потом заметила, что от этого становилось только хуже. Ученики только нервничали от того, что не могут ничего понять. А однажды попала ко мне на занятия одна перфекционистка тяжелая, которая умудрилась тихую истерику устроить, потому что не могла уловить логику поведения глаголов во втором спряжении.
Дело в том, что правило гласит, что ко второму спряжению относятся глаголы, инфинитивы которых заканчиваются на –ić/-yć (lubić, kończyć, cieszyć się, trąbić). Проблема в том, что в личных формах имеется беглое –i в первом/втором лице единственного числа (lecę/lecisz, proszę/prosisz, wożę/wozisz). И для «понимания» этого дают чередования. Вот так это примерно выглядит:
В глаголах 2 спряжения могут происходить чередования (если основа в 1-м лице единственного числа заканчивается на затвердевший согласный):
c//ć - lecę, lecisz, leci, lecimy, lecicie, lecą (lecieć)
dz//dź - siedzę, siedzisz, siedzi, siedzimy, siedzicie, siedzą (siedzieć)
sz//ś - proszę, prosisz, prosi, prosimy, prosicie, proszą (prosić)
ż//ź - wożę, wozisz, wozi, wozimy, wozicie, wożą (wozić)
żdż//źdź - jeżdżę, jeździsz, jeździ, jeździmy, jeździcie, jeżdżą (jeździć)
szcz//ść - czyszczę, czyścisz, czyści, czyścimy, czyścicie, czyszczą (czyścić)
Могу сказать, что практически никто это не учит. Кроме того, как вы заметили, ко второму спряжению также относится ряд глаголов с инфинитивом на – eć. А тут как быть? Без опыта невозможно понять, первого или второго спряжения такой глагол и как он себя будет вести в личных формах.
Так стоит ли зубрить польские глаголы?
Вот вам руководство к действию по освоению глаголов второго спряжения. Не надо ничего заучивать. Не можете, и не насилуйте себя. Я рекомендую вот такой ресурс
баб.ла и плюс к нему проделать большое количество упражнений на настоящее время.
1️⃣ Старт с третьего спряжения — не просто логично, но и стратегически
Почти все глаголы на -ać (czytać, wołać, znać) — это третье спряжение. Они регулярно спрягаются, легко предсказуемы, интуитивно считываются на слух. Освоив их, вы заложите прочный фундамент, к которому проще «пришивать» остальное.
⚫ Совет: Сделайте себе таблицу 20–30 наиболее частотных глаголов на -ać. Выпишите их спряжение вручную. Рука подключит моторную память.
Переходим по ссылке, жмем на вкладку «Спряжение», выбираем польский флаг. В поле вбиваем незнакомый нам глагол. И жмем «Проспрягать». Система выдаст нам все возможные формы от заданного вами глагола.
2️⃣ Автоматизация вместо зубрёжки: метод "100 глаголов"
Прогоните 100 глаголов через bab.la, выписывая их формы, но не заучивая. Цель — не помнить, а узнать на практике, как мозг сам выстроит паттерн.
⚪ Пример: Lubisz – kochasz – znasz – witasz. Форма -sz повторяется? Да. Это 2 л. ед. ч. Запомнилось не зубрёжкой, а частотой.
3️⃣ Упражнения в 3–4 раза больше, чем в учебнике
Забудьте про стандартные три упражнения из пособия. Делайте 20 на одну и ту же тему. Повтор создаёт нейронную сеть прочнее, чем заучивание таблиц.
⭐ Именно на этом принципе построены мои интерактивные материалы подготовки к Карте Поляка и Карте Побыту. В них:
- более 300 заданий уровня А1–А2 и 265 — уровня В1;
- упражнения по всем видам речевой деятельности: аудирование, грамматика, сочинения, чтение, тематические переводы;
- автоматическая проверка с разбором ошибок;
- видеообъяснения грамматики;
- встроенные ссылки на фильмы, подкасты и сериалы;
- полноценный конспект вопросов и ответов к собеседованию на Карту Поляка.
Вы тренируетесь в системе, а не бессвязно и точечно. Под статьёй размещена видеопрезентация курсов. Есть два формата:
- доступ к материалам + консультация (по запросу);
- или полноценные индивидуальные занятия онлайн со мной как преподавателем.
Курс подходит и тем, кто только начинает, и тем, кто уже на уровне В1 и хочет уверенно пройти собеседование. За подробностями — пишите в мессенджеры.
Суть в том, что когда вы пропишете большое количество упражнений и проспрягаете штук сто глаголов, то на сто первом, условно говоря, у вас в голове-таки сформируется определенная система поведения глаголов. Плюс, таким образом, вы эти глаголы еще и выучите без утомительной зубрежки. Метод проверенный и эффективный. Я его называю «утроенная автоматизация». Обычно в учебниках для закрепления грамматической темы даются три-четыре упражнения. А тут вы делаете условно двадцать.
4️⃣ Контекст — ваш главный учитель
Разбирайте тексты по темам: "Погода", "Семья", "Работа". Переводите с карандашом. Ищите глаголы в действии, а не как отдельные формы. Подчёркивайте личные формы глаголов, отмечайте спряжение. Через 10 таких текстов мозг сам различит robisz, lubisz и czytasz.
Можно присоединить разбор простых текстов. Берете языковую тему, подходящую вам по уровню, например, «Времена года». Распечатываете и переводите все незнакомые слова, вооружившись карандашом (это эффективнее, чем скачивать на телефон программы с подстврочным переводом текста, потому что подключается еще и моторная память).
5️⃣ Создавайте мини-глоссарии по темам
Например, "день" = wstawać, jeść, iść, pracować, wracać. Выпишите 10–12 глаголов по одной теме. Осваивайте лексический кластер — это в 3 раза эффективнее, чем учить глаголы вразнобой.
Большой плюс работы с текстом – это не только освонение грамматики, но и расширение лексического запаса путем распознавания слов из контекста, что гораздо эффективнее механического заучивания.
6️⃣ Категории вместо правил
Не зубрите чередования вроде sz/ś или ż/ź. Работайте с категориями: "глаголы, у которых меняется согласная". Это убирает стресс от исключений и даёт ощущение контроля.
Пример: zamiatać → zamiatam, zamiatasz. Видите, как глагол «прогибается» под форму? Запомните явление, а не таблицу.
Принцип "не понял — не учи"
Если глагол сложный (np. cieszyć się), не пытайтесь его запомнить сразу. Отложите. Пусть мозг «пережует» его позже, в контексте. Сложные формы лучше усваиваются не фронтально, а от повторных встреч.
В конце хочу высказаться на тему игр, которые рекомендуются для групповых занятий: мячики всякие, лотереи, карточки. Группповые обсуждения, сценки – дело хорошее. Но в мячики после 18 лет – это заполнение времени на курсах, которое, замечу, оплачиваете вы. Ну да, весело. А вы за веселье заплатили? Я вообще не сторонник подобных игр на занятиях с взрослыми. Я люблю его величество контекст, а не вырванные из него отдельные слова.