Существует расхожее мнение, что для изучения любого иностранного языка лучше всего ехать в страну, где на нем говорят. Об этом написана масса хвалебных статей в Сети. Но знаете, я уже достаточно долго преподаю польский язык, а потому могу сказать, что язык можно прекрасно выучить и у себя дома. Люди, которые ко мне приходили – живой тому пример. Далеко не у всех наших соотечественников есть время и деньги на курсы, не говоря уже о языковых школах за границей. Уверяю, что это не было помехой для тех, кого я видела и слышала за годы работы. Решающую роль играла целеустремленность и вовлеченность.
Давайте разберемся, когда стоит ехать изучать язык в страну, где на нем говорят. А когда можно и дома благополучно справиться.
Первое обязательное условие, если вы все же бредите изучением, скажем, немецкого в Германии или польского языка в Польше, это продолжительность вашего пребывания в стране. Не тратьте деньги, если вы собрались в страну только на три месяца специально на языковые курсы. У меня были на занятиях такие ученики. Я так и не смогла заметить какого-то особого эффекта.
Реально не могу понять, зачем тратить тысячу евро на изучение немецкого в Германии (а это нормальная цена за трехмесячные курсы) плюс проживание и питание, если вы гораздо меньшие деньги потратите в Минске на хорошего преподавателя немецкого. Поверьте, эффект будет тот же.
Другое дело, если у вас в распоряжении полгода-год. Тогда можно и за рубеж. Можно попробовать даже работу подыскать по силам и языку. Да и сам язык за это время вы выучите.
Лично я вижу смысл ехать в страну-носитель языка «шлифовать» начатое. Допустим, получили базу уровня хотя бы А2 у себя на Родине – и поехали на курсы В1 за границу. Вот это я понимаю, сама поступила бы так же.
Поэтому в статье речь пойдет о том, где учить польский язык в Минске. Самый массовый и известный способ изучения языка – курсы польского. В Минске практически каждые курсы сейчас предлагают изучить польский на Карту Поляка. Скажу прямо, я не люблю идею изучения вообще любых языков групповым способом. Это не групповая терапия, где массовость идет на пользу.
Несомненный плюс курсов - взаимодействие с другими людьми. На курсах, как правило, веселее, чем на индивидуальных занятиях, так как народу много. Групповые занятия однозначно подойдут экстравертам, которые черпают энергию для учебы только в компании других людей. Некоторые люди просто не переносят самостоятельные занятия, гораздо лучше усваивают материал, когда учатся с другими людьми (конечно, при условии позитивной атмосферы в группе, которая зависит как от педагога, так и от учеников). Я даже слышала истории про слушателей, которые записались только для того, чтобы развеять скуку и восполнить дефицит общения. Главное, чтобы от таких слушателей не страдал процесс обучения, что часто случается.
По моим наблюдениям, курсы зачастую выбирают люди, которые не изучали серьезно в своей жизни иностранных языков, а потому считают, что курсы – это панацея. Если это неосознанный выбор, то такие ученики часто покидают группу через месяц-полтора разочарованными и уверенными, что неспособны к языкам. Их не предупредили, что изучение языков – это прежде всего собственный кропотливый труд. Твоя личная работа – это главное, курсы – это лишь фон для нее.
На курсы можно идти, если присутствует железная мотивация и четко поставленная цель. Вот именно в этом случае придет успех, так как есть готовность к кропотливой самостоятельной работе. Эти ученики выжимают с курсов всё, что можно, остальное прорабатывают самостоятельно, затем успешно сдают экзамен на Карту Поляка. Если вы обладаете хорошей самодисциплиной, способны организовать себя самостоятельно, вам не нужен «волшебный пинок», – курсы для вас.
Часто люди решают учить язык на курсах, потому что ждут, что случится чудо, и они заговорят. Чуда не случается (на пустом месте чудо вообще случается редко, чудо тоже является результатом деятельности). Часто они уходят на середине курса, так и не приложив усилий. Кстати, для таких людей не подойдет ни один способ изучения польского языка. Сначала надо мотивировать себя – и лень уйдет. К этому же типу слушателей можно отнести тех, кто «…я решил/решила учить польский, так как надо уже, наконец, это сделать, документы пролеживают дома просто так…». Та же история, документы вполне могут лежать и дальше.
Львиная доля слушателей курсов – это те, кого «заставили» учить язык домочадцы. Например, у мужа есть документы на Карту Поляка, и жена заставляет просит её получить, чтобы дети учились в Польше. Если муж ответственный, регулярно ходит на занятия, так как ценит деньги, которые были оторваны от семейного бюджета, – результат будет хороший.
Самый серьезный минус групповых занятий – отсутствие индивидуального подхода. Как правильно заметила моя ученица, на курсах всегда есть люди, которые не могут проявить смелость и не стремятся участвовать в групповых упражнениях. Они молча просидят весь оплаченный курс. Самое главное, что преподаватели обычно не замечают таких учеников и работают с более смелыми. Преподаватель не в состоянии уделить внимание всем слушателям, поэтому он идет по пути наименьшего сопротивления. Как следствие, страдает развитие разговорных навыков.
Другая проблема заключается в том, что все учатся в разном темпе, так что через некоторое время одна часть группы не будет идти в ногу с остальными, а другая часть будет скучать на занятиях. Рассажу на собственном примере. Иностранные языки я в своей жизни учила долго. Долго набирала объем и массу. Заговорила хорошо только на третьем! курсе университета (преподаватель похвалил). А другие сокурсники уже вовсю болтали на втором. Та же история у меня была и с английским языком.
Из-за того, что внимание учителя на курсах распределено среди всех студентов, прогресс может быть очень медленным. Без регулярного повторения, практики вещей, которые доставляют вам наибольшие трудности, чтения и аудирования, вы будете семенить к результату крошечными шажками.
Индивидуальные занятия в этом отношении гораздо эффективнее. Главная задача репетитора – «разговорить» ученика. Полтора часа индивидуальных занятий дадут больше, чем два занятия по полтора часа на курсах. Кстати, как понять, что вас ждет на курсах, я описываю в этой статье.
Индивидуальные занятия вам точно не подойдут, если вы – тип так называемого программиста-анальника. Это определение я взяла из видео одно популярного психолога на Ютуб. Можете поискать его по этому определению. Дама очень точно описывает этот проблемный тип личности.
И я побилась об этот тип людей. На мой взгляд, они создадут проблемы не только репетитору, но даже целой группе на курсах.
Есть такие люди, которые имеют деньги, но расставание с ними вызывает у них почти физическую боль. У моей знакомой парень обнаружил осиное гнездо под крышей гаража. Как настоящий программист-анальник, он испытал боль от мысли, что придется заплатить МЧС или специалистам. А потому надел пакет на голову и взял в руки дихлофос….
«Вот ведь засада!», думает программист-анальник. Тут дихлофосом не обойдешься, надо как-то язык учить. Сам пытался, ни фига не понял… Все бесплатные пробные занятия на курсах в Минске обошел… Рука не поднимается за курсы платить, вдруг никакого эффекта не будет.
И вот приходит он к репетитору с пониманием, что придется ему свои деньги отдать. И начинает он мучить с пристрастием преподавателя вопросами про все, что можно, забегать наперед, в буквальном смысле мешать учебному процессу. Все это от страха заплатить ни за что. А лучше и вовсе не заплатить, а сделать как-нибудь так, чтобы получить все на халяву.
Если вы себя узнали, то вам подойдет только самостоятельное изучение языка. Считаю, что это может быть вполне эффективно, поскольку вы будете озознавать, что не платите за это ни копейки. Это и будет вашим локомотивом. Лучше не мучайте ни себя, ни репетитора, успокоительные сейчас стоят недешево. Нет такого преподавателя, который может угодить каждому ученику.
Больший шанс столкнуться с необоснованными претензиями существует именно у репетитора. Поэтому хочу сказать, что, как и в случае с курсами, ни один учитель не положит вам готовые знания в голову. Преподаватель - это гид, который руководит процессом обучения. Он создает план обучения, подбирает материалы, поправляет ошибки, объясняет непонятные моменты и отвечает на вопросы. Но даже если занятия просто фантастические, вы не уедете далеко без самостоятельной работы. По моему опыту, если человек достиг уровня В1 и решил ограничиться одним полуторачасовым занятием в неделю, язык он не забудет, но и дальше не продвинется.
Частный преподаватель должен научиться искать индивидуальный подход к каждому, кто пришел за знаниями. Вроде программа подготовки одинаковая, а все время приходится по-разному объяснять правила, преподносить новые темы, подбирать тексты, упражнения и домашнее задание. Это разнообразит работу и дает удовлетворение всякий раз, когда приходит положительный результат нестандартными путями.
Вариант самостоятельного изучения польского языка подойдет для индивидуалистов с сильной волей, высокой самодисциплиной. Вам придется проанализировать и перелопатить большое количество информации, чтобы составить себе план изучения языка. И этому плану надо следовать, если хотите результат. Я восхищаюсь способностью работать с большими объемами информации и выделять из неё самую суть.