Европейское общество потребления – это не история о покупке вещей

            Недавно я ехала в автобусе, и женщина с ребенком, сидевшая рядом, стала спрашивать у меня, как доехать до нужной ей улицы. Подробно ей объяснила, назвала подходящие номера троллейбусов. Я – водитель со стажем, редко пользуюсь навигатором, так как быстро в уме прикидываю маршрут в городе. У меня нет проблем с ориентированием на местности, ведь я к тому же – заядлый грибник. Именно поэтому её следующий вопрос вызвал у меня неприкрытое удивление: «Скажите, а на какой номер лучше сесть, чтобы быстрее доехать»? Я ей ответила, что они приедут на нужную улицу одинаково быстро, просто с разных сторон, смотря где надо выходить. Она снова уточняет: сколько остановок проедет один троллейбус до улицы, а сколько другой. Затрудняюсь ответить. Она задает еще вопрос: какой троллейбус из двух ездит чаще? Я начинаю терять терпение, она же абсолютно невозмутима и серьезна. Огрызаюсь, спрашиваю, что, совсем в города не знаете? И тут она говорит коронную фразу: я с другого района и называет улицу километрах в пяти-семи от места, где она села на автобус. Причем это не окраина города.

            Сзади меня сидел пожилой мужчина, который перехватил инициативу и ответил спокойно на её глупые вопросы. На удивление, она замолчала, успокоилась и вышла на остановке, как ей и посоветовал мужчина. Когда женщина вышла, он обратился ко мне. Сказал, что понимает мое раздражение и что по работе привык этому. Объяснил, что эта женщина просто-напросто мыслит очень примитивно и стереотипно. Можно подумать, что она странная, но это не так. Скорее всего, эта поездка для неё – событие, требующее значительного нервного и умственного напряжения. Она не привыкла мыслить. Мужчина приготовился выходить, улыбнулся и сказал, что так мыслит подавляющее большинство людей и к этому надо относиться спокойно. Мы мило простились.

            Совпадение, но тем же вечером я наткнулась на статью о потребительстве. Явление уже привычное для нас, связываем его с шопоголизмом, частой сменой гаджетов, одним словом, с зависимостью от покупок. Но в статье, которую я прочитала, психотерапевт озвучил, наконец, мысль, которую я встречала только в духовной литературе. Он связал стремление потреблять с бездумностью и стереотипным мышлением, с невозможностью и неумением самостоятельно решать, что действительно хорошо, а что плохо. Согласитесь, чаще всего о потребительстве мы привыкли слышать в контексте замещения негативных эмоций на позитивные. Люди стали потребителями, так как им не хватает положительных эмоций, душевного тепла. Я купила красивую одежду и обеспечила себя на вечер положительными эмоциями. Усовершенствовала дизайн квартиры, вкинув в это немалые суммы денег, наслаждаюсь месяц ощущением комфорта и безопасности, сижу на новом диване с чувством выполненного долга. Мы ассоциируем потребление с пресыщением, с наличием денег, с Западом и Америкой.

            Однако, это не совсем так. Автор статьи уточняет, что потребляет 95% людей, речь, конечно, о цивилизованном мире. И потребление уже вышло за рамки только материальной плоскости. Иначе оно было бы прерогативой только обеспеченных людей.

            Западная Европа и Польша в том числе, – потребители жизни и других людей. Отсутствие самостоятельного, независимого от стереотипов, мышления, захватило и поляков тоже. Это когда не «фильтруют» информацию, а кушают то, что подано.  



            Потребители жизни и других



            Я лично потому и пишу это, поскольку сталкиваюсь с такого рода потребительским отношением к себе ежедневно. Вот вчера, к примеру, обнаружила на Вайбере пропущенные звонки из России. Отписалась: «Вы звонили?» Отвечает мужчина: «Да, очень вдохновлен вашим сайтом. Вот, мол, моя почта, напишите мне на нее рекомендации по изучению польского языка младшими школьниками». Сухо и по-деловому, милота, ни дать, ни взять, и это исходит от взрослого расплодившегося мужчины. Раньше думала, что специально так халяву ловят. Сейчас понимаю, нет, они ДАЖЕ не думают. Люди настолько срослись с тем, что общество им что-то должно, полагают это правильным и разумным, готовы яростно защищать эти стереотипы. Используют нас и мы рады этому, это считается нормальным, значит, мы нужны. Используем мы, это взаимный процесс, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

            Разговариваю с поляком из небольшого города, 38 лет, разведен, мы на «ты». Спрашиваю, почему женился на ней? Отвечает, так ведь надо жениться, хотел быть, как все. Опять интересуюсь, вот у тебя высшее образование, вроде не дурак, зачем взял в жены девчонку-гастарбайтершу с техникумом за плечами и ребенком (у мамки на Родине остался)? У неё же явно все реакции на жизнь были примитивными. А он отвечает: мы с ней год встречались, ругались редко и то по мелочам, месседжи писала красивые, смайлами-поцелуями гадила обильно, готовила хорошо, слова приятные говорила. Спрашиваю, а говорили-то вы о чем? Оказывается, он особо и не помнит, главное, что все было тихо и спокойно. Я удивляюсь: таких девУшек – море кругом, пятачок пучок в базарный день, что решало? Последовал ответ: а что не так, искать мне лень, она вела себя, как должна вести нормальная девушка, делала все, как принято, мозг сильно не выносила, жениться на ней просила заунывно и слезно. Так, говорю, чего же изменила, такая хорошая? Так ведь ей без разницы, что ты, что Яцек, что Янек. 

            Последнее, что спросила у него, чем занимается бывшая жена. Ответил, что-то там меряет на польском заводе. «Как же она живет, ведь это дико скучно»! – отреагировала я. Он злобно блеснул глазами, и я приготовилась, что меня сейчас отправят в пеший эротический тур. «Так живут все! А ты чем занимаешься?»

            Менталитет немцев, поляков и европейцев не интересуется личностью, имейте это в виду, когда решите выстраивать с ними отношения. Важно исключительно удобство, они как раз нуждаются в шаблонном поведении. Читала статью о женитьбе немца на нашей девушке. Его спросили, что зацепило? А он отвечает: она была такая идеальная, удобная, как часть меня самого, не доставляла мне хлопот. Он ни знать, ни видеть не хотел, с кем связывается.  Увидел стереотипное поведение, к которому был готов, которое было приемлемым. Скушал не прожевав. А потом она также идеально исчезла.

            Европейский менталитет искренне не понимает, о чем речь, что это за откровенность и честность, что значит вникнуть в потребности и интересы другого человека. Немец утерждал, что имел длительные отношения, целых четыре года, с иностранкой. Я знала некоторые подробности и заметила, что, на мой взгляд, все четыре года они просто спали друг с другом, потому что без претензий и обоим было удобно. И это не отношения, а постель, затянувшаяся на четыре года. На что он возмутился и ответил: у нас были отношения, мы еще вместе готовили и выходили в люди. Через время я поняла, что зря удивлялась: так европейцы теперь понимают отношения. Свято место не пустует, и пустое пространство заполонили стереотипы, которые выбрал себе по вкусу человек. Он стал потребителем.

            Понятно, что люди во все времена играли, вот только мне кажется, что раньше игры были проще, понятнее, веселее. Разница в том, что раньше игры неизменно были необходимы, чтобы завязать дружбу, отношения, любовь, что-то прочное и долгое. С целью.

Комментарии

Гость
Ваше имя:
Добавить от имени гостя (войти?)    CTRL + Enter
Гость
Ирина
Многие и в нашей стране так живут. Потому что удобно, потому что квартира общая, потому что муж зарплату приносит какую никакую, а она котлеты жарит. Не все хотят биться в страстях с возрастом, многих устраивает такое спокойствие)
17.02.2020 в 14:38 | Ответить
1
0
Administrator
Administrator
Ну, это больше про вынужденность некую вы пишете. Когда деваться некуда, потому что за углом тоже не фонтан. Это реалии нашей жизни. Я больше имела в виду бездумное потребление, нежелание думать в принципе, потому и привела реальную историю с мужчиной и женщиной в троллейбусе.

Одно дело вынужденность, о которой вы пишете. Другое, потребление от нежелания думать в принципе. Это больше про общество материального благополучия.
Ответил 17.02.2020 в 14:56 | Ответить
0
0