Разница между репатриацией в Польшу и переездом на ПМЖ по Карте Поляка
Тема о возвращении польских репатриантов на историческую Родину вновь громко зазвучала в 2016 году в связи с введением поправок в Закон о Карте Поляка. Тогда же был принят новый закон «О репатриации», который имел цель облегчить возвращение репатриированных поляков в Польшу.
Обладатели Карты Поляка, которые решили переехать на
ПМЖ в Польшу и получить
Карту Сталего Побыту начиная с 2016 года, безусловно, рассчитывают на получение финансовой помощи. Однако стоит отметить, что польское правительство в вопросе признания материальной помощи приоритет отдаст именно репатриантам. Если встанет вопрос, кому отдать помощь, выбор падет в пользу репатрианта, а не владельца Карты Поляка. Почему же репатрианты в приоритете?
Репатрианты – это лица польского происхождения или их потомки, которые были репатриированы в !азиатскую! часть бывшего СССР. Поэтому они, безусловно, намного более «поляки», чем обладатели Карты Поляка. Репатриация это возвращение на родину лиц польского происхождения. Репатриант, имеющий намерение поселиться в Польше, прибывает туда с особой, репатриационной визой. Штамп с датой въезда, который ставят пограничники на границе в паспорт репатрианта, становится датой получения польского гражданства. Несовершеннолетние дети репатрианта также имеют право на получение польского гражданства. Супруги и близкие такого права не получают.
Репатриант обязан подтвердить свое польское происхождение. Решение по этому вопросу принимает консул по месту проживания репатрианта. Не буду перечислять документы, которые подойдут для подтверждения польского происхождения, так как этот момент перекликается с документами, которые дают право на получение Карты Поляка. Но если человек репатриировался с территории Польши на основании репатриационных соглашений заключенных в 1944-1957 гг. между Республикой Польша или Польской Народной Республикой с БССР, УССР, ЛитССР, и СССР в одно из государств являющихся сторонами этого соглашения, то он не сможет получить репатриационную визу.
Из вышесказанного следует, что репатриационная виза может быть выдана лицу польского происхождения, которое до 01.01.2001 г. постоянно проживало на территории следующих го государств:
- Республика Армения
- Республика Азербайджан
- Республика Грузия
- Республика Казахстан
- Республика Кыргызстан
- Республика Таджикистан
- Республика Туркменистан
- Республика Узбекистан
- азиатская часть Российской Федерации.
Помощь для польских репатриантов
Помощь для репатриантов может быть в виде:
- частичного возврата средств, затраченных на дорогу
- подъемных
- школьные подъемных для малолетних детей репатрианта
- возврата средств, затраченных на дорогу, который может выполнить консул. Это касается лиц, которым консул выдал репатриационную визу, но у которых нет достаточно средств на дорогу до РП.
Репатриант, который прибыл в РП с азиатских территорий бывшего СССР и был вынужден потратиться на ремонт и адаптацию жилого помещения в месте, где он поселился в Польше, может быть признана помощь из бюджета государства в размере 5453,65 злотых на репатрианта и каждого члена его семьи (по состоянию на 2016 год).
Репатрианту обеспечивается возможность посещать курсы польского языка, а также помощь в адаптации к польским социальным реалиям. Недостаточное знание польского языка и незнание польского действующего законодательства затрудняет репатриантам адаптацию. Благодаря курсам польского языка и адаптационным курсам репатрианты узнают о том, что имеют:
- право на польскую пенсию для лиц пенсионного возраста
-право на то, что их трудовой стаж за границей будет засчитан и повлияет на размер пенсии, как и на размер пособия по безработице
-право на участие в организованных отделами трудоустройства занятиях по профессиональной переквалификации
- право на первоочередное предоставление кредита для лиц, желающих работать на себя и т.д.
Лицу, которому была выдана репатриационная виза, но обстоятельства не позволили ему выучить польский язык, консул может обеспечить покрытие стоимости
курсов польского языка в стране, из которой репатриант прибыл.
4. Профессиональная активность
С мыслью о трудностях, с которыми могут столкнуться репатрианты, законодатель предвидел разные формы профессиональной активизации репатриантов, которые увеличивают их шансы на трудоустройство. Работодатель, принявший на работу репатрианта официально и на полную ставку, может получить от гмины возврат части средств, затраченных на:
- денежное вознаграждение и взносы на социальное страхование,
- создание и оборудование рабочего места,
- профессиональное обучение репатрианта.
Статус членов семьи репатрианта, не имеющих польского происхождения
Если супруг/супруга репатрианта не имеет польского происхождения, то им предоставляется разрешение на постоянное пребывание на территории РП. В отличии от других иностранцев, члены семьи репатрианта получают данное разрешение или отказ от Начальника Управления по делам иностранцев (Szefa Urzędu ds. Cudzoziemców) при посредничестве консула.
Заявление (
Wniosek) о получении разрешения на постоянное пребывание подается в консульстве по месту проживания за границей и присоединяется к заявлению о выдаче репатриационной визы члена семьи польского происхождения.
Иностранцу, который получил разрешение на постоянное пребывание как ближайший член семьи репатрианта, выдается виза с целью переселения. Виза действительна 12 месяцев, за этот период должен произойти переезд в Польшу. Согласно положениям Закона об иностранцах разрешение на постоянное пребывание выдается на неопределенный срок. Разрешение на постоянное пребывание выдает Председатель управления по делам иностранцев (Prezes Urzędu ds. Cudzoziemców). Карта действительна десять лет от даты выдачи, затем подлежит замене.
Разрешение на постоянное пребывание дает иностранцу много прав, которые они могут использовать наравне с польскими гражданами. Могут трудоустраиваться без дополнительных разрешений и согласий, пользоваться бесплатной медицинской и социальной опекой.
По истечении трех лет с момента получения разрешения на постоянное пребывание иностранцы могут ходатайствовать о польском гражданстве.