Мог ли поляк быть православным? Списки жителей города

          В первой части статьи хочу остановиться подробно на набившем оскомину убеждении, что поляками могут быть записаны в архивных фондах исключительно католики. Это активно тиражируемый признак, который входит в перечень необходимых условий для поиска польских корней. Распространен особенно в Инстаграме многими аккаунтами, именно поэтому я и задумала написать об этом. Признаки переписываются как под копирку. Переписчики историей явно интересуются не слишком.

          Находили ли польские корни потомки тех, чьи предки были православными? Да сколько хотите. Хорошо, что не повелись на стереотипы.

          Давайте разбираться, почему принадлежность конкретно ваших предков к православной конфессии не всегда может их «лишать.  права» быть записанными в архивных документах поляками.

          Сначала необходимо разделить понятия коренной поляк, этнический поляк.  И придумаем третью формулировку для упрощения понимания: житель бывших Всходних Кресов, который мог быть потенциально записан поляком в архивных документах.

          Коренной поляк – это человек, который родился и вырос в Польше или чьи предки жили на территории Польши в течение долгого времени. Это означает тесную связь с польской землей, историей и культурой.

          Коренной поляк подразумевает не только этническую принадлежность, но и факт того, что этот человек является носителем культуры и традиций, которые связаны непосредственно с жизнью на территории Польши.

          Место проживания играет ключевую роль. Коренной поляк живет или вырос в Польше.

          Этнический поляк — это человек, принадлежащий к польскому народу по этническому происхождению. Его культурные и национальные корни связаны с Польшей, независимо от того, где он проживает.

          Этнический поляк может жить как в самой Польше, так и за её пределами, в составе польской диаспоры (например, в США, Канаде, Германии, Беларуси и других странах), но сохраняет польскую идентичность, язык и традиции.

          Основной акцент на этнической принадлежности, а не на месте проживания. Таким образом, этнический поляк относится к национальной идентичности, а коренной поляк — к географическому и культурному происхождению непосредственно в Польше.

          Корненной поляк православным не будет, этнический поляк, скорее всего, также. Только в виде редкого исключения, если в местности проживания за сотни километорв нет католического костела. Я утрирую, потому что родители ребенка, вероятно, смогут решить этот вопрос.

          Лицом, имеющим польское происхождение, можно назвать человека, у которого есть польские корни или польские предки. Закон о Карте Поляка гласит, что доказать польское происходжение предка или предков можно документально, если предоставить документы или архивные справки, где прямой предок записан поляком.

          Помимо очевидных призаков принадлежности к польскому этносу, о которых написала выше, появляется другой: документально засвидетельствованная национальная принадлежность. В период II RP (1919-1939) потенциально любой житель Всходних Кресов, даже будучи православным, мог быть записан поляком в некоторых бланках, формулярах и документах того периода. При условии, если его биография, возраст и иные факторы благоприятсвовали попаданию в именно эти виды польских документов.

          Пишу об этих фактах в своих статьях и материалах, как жители Полесского воеводства (они традиционно в большинстве православные), представители национальных меньшинств, проживавших на территории II Речи Посполитой (украинцы, татары, евреи) были записаны поляками в соответсвующих документах. Это происходило оттого, что имела место быть политика мягкой полонизации в отношении нацменьшинств многонационального государства. Поляки старались не проводить жесткой полонизации этой части населения, однако, в ряде документов записывали поляками людей по своей инициативе. Имею в своей коллекции такие образцы архивных документов, там все православные и есть даже мусульманин. 

                    Еще в какой ситуации житель бывших Всходних Кресов мог быть православным, но при этом быть записанным в архивных документах поляком? Возьмем современный Щучинский район. Вот статистика по нему: богослужение, религиозные обряды и церемонии проводятся в 39 культовых зданиях, из которых 21 культовые здание принадлежит общинам римско-католической конфессии (13 костелов, 4 каплицы, 4 дома молитвы), 15 – общинам православной конфессии (14 церквей, 1 часовня).

          Можем утверждать, что в Щучинском районе преобладают католики? Да, определенно, к тому же традиционно поляками там себя записывали хорошо.      Теперь проанализируем реальную ситуацию из моей практики. Мужчина запретил выкладывать фото документов, поэтому разъясню на словах. Его дед родился в небольшой деревне Шершни, где не было ни костела, ни церкви. Поэтому крестить его повезли в ближайшую крупную деревню Орле, где была только церковь. Понимаем, что это были крестьяне, конь был дорогим удовольствием, его одалживали. Большие расстояния не ездили. А крестить младенца было жизненно важно и необходимо. Вот и крестили в церкви в таких ситуациях. Можно ли пробовать искать деда в архивных фондах? Да, конечно, регион хороший, менталитет там правильный, шанс есть найти поляком.

          Кстати, в Беларуси очень много однотипных церквей, так называемых муравьевок. Они активно стали возводиться на наших землях после восстания 1863-1864 гг., потому как имперские власти отождествляли католичество с поддержкой восстания. Тогда же конфисковывались костелы и передавались в распоряжение православной церкви. Католики вынуждены были переходить в православие.

          Да, тут можно заметить, что принципиальные и ярые католики ни за что не стали бы переходить в православие. Но тут надо понимать, что все люди разные. Многие решали быть осторожными и действовать так, чтобы выжить. А дома поддерживали свои традиции.  В деревне, где родился мой отец, костел на момент рождения не функционировал и позднее был разрушен. Но родители были принципиальными католиками и повезли крестить его в Лоск, 10 километров от деревни.

          Тем не менее православие предков не может быть краеугольным камнем, который решает все.
 

 

Списки жителей города как источник поиска польских корней



          Этот фонд, в котором указывалась национальность, будет интересен, если ваши предки жили в городах. О фонде пишу подробно в конспекте по поиску польских корней.

          Речь пойдет о фондах периода межвоенного двадцатителетия, если предки территориально проживали в городах бывших Всодних Кресов, также об аналогичных фондах периода войны и фашистской оккупации.

          В книгах жителей белорусских городов, которые находились в составе Польши. Они содержали важную информацию о жителях и недвижимости. Эти документы велись местными властями для учета населения и управления городами и деревнями.

          Какая информация указывалась в книгах?

          Фамилия и имя жильцов. Указывались все постоянные жители дома, включая членов семьи, а также временно проживающие.

          Дата рождения жильцов. Эта информация помогала отслеживать возрастной состав населения.

          Место рождения. Важная информация, которая могла использоваться для определения этнической принадлежности или происхождения.   Этническая или национальная принадлежность. В некоторых случаях указывалась национальность (поляк, белорус, украинец, еврей и т.д.). Это могло играть роль в административных решениях, особенно в многонациональных регионах Восточных Кресов.

          Профессия или род занятий. Часто фиксировался род деятельности жильца (например, крестьянин, рабочий, ремесленник, учитель и т.д.).

          Семейное положение. Указывалось, состоит ли человек в браке, вдовец, вдова, холост или замужем.

          Дата въезда и выезда. Эти данные использовались для отслеживания миграции населения, что было важно в административных целях.

          Информация о собственниках недвижимости. Домовая книга могла содержать данные о владельцах дома или квартиры, а также указания о правах на недвижимость.

          Адрес и описание недвижимости. Точное местоположение дома или квартиры, а иногда и характеристика имущества (количество комнат, наличие хозяйственных построек и т.д.).       Количественный состав семьи. Указывалось количество людей, проживающих в одном доме или квартире, что могло быть важно для учета жилплощади.

          Примечательные особенности: в период Второй Речи Посполитой, особенно на территориях Восточных Кресов, где проживало много национальных меньшинств (украинцы, белорусы, литовцы, евреи), учет этнической принадлежности или национальности мог играть значительную роль, особенно в свете политики польского государства, направленной на полонизацию.

          В домовых книгах также могли содержаться данные о правах на землю, что было особенно важно в сельских районах.

          Иногда фиксировались сведения о религии жильцов (католики, православные, иудеи).

          Довоенные советские фонды по городскому населению сохранились максимально плохо, виной всему разрушительная война. Да и не представляли бы они большого интереса для поиска польской национальности в силу исторических событий. Появились книги и списки населения в 1933 году, а уже приближались массовые сталинские репрессии.

          А вот архивные фонды по городскому населению польского периода и периода нацистской оккупации представляют интерес с точки зрения поиска польских корней, поскольку в период войны пропаганда была направлена на искоренение всего советского, если кого заинтересует, почитайте о периоде фашистской оккупации наших земель. Ну, польский период само собой понятно, почему.

          Домовые книги и списки жителей польского периода, периода войны и оккупации, а также первых послевоенных лет представляют интерес для тех, кто ищет корни для получения Карты Поляка, поскольку люди тогда расслабились и не боялись указывать себя поляками. Имею в колекции несколько оригинальных документов, подтверждающих это.

 

Комментарии

Гость
Ваше имя:
Добавить от имени гостя (войти?)    CTRL + Enter
Темы