Случайно повезло мужчине, потомку жителя Полесского воеводства. Причем дед по другим документам и архивным источникам белорус, а тут оказался записан поляком. Из всего списка, к слову, только один человек значился римо-католиком, все остальные – православные. Дед мужчины также. Когда изучила исторический контекст фонда, пришла мысль, что неслучайно всех записали именно в этом фонде поляками. Потому что члены местного самоуправления, пусть и крестьяне, пусть и не всегда шибко грамотные, местная власть на польских территориях. Можно сделать вывод, что политика ненавязчивой полонизации национальных меньшинств в действии отражена в этих документах.
Я долго рассматривала страницы. Мужчина говорит: вы не первая с такой реакцией, все удивляются.
Перепроверила фонды польского периода, за выходные разобралась. Найти фонд было на порядок легче, чем разобраться, почему у него три разные интерпретации названия. Фонд польского периода, стоял особняком в каталоге, то есть не был привычно включен в состав самого объемного фонда периода II RP, а был отдельным. Потому было необходимо точно выяснить его название.
На сегодняшний день в моей коллекции документов есть четыре оригинальных личных формуляра, составленных на отдельных членов органов местного самоуправления. Это крестьяне мужского пола, все жители разных поветов и гмин Полесского воеводста. Замечу, что все они записаны в формулярах православными. И у каждого из них в графе Национальность стоит запись Поляк. Как я писала выше, следствие полонизации национальных меньшинств.
Чтобы попасть в данный фонд, необходимо было соответствовать ряду требований, включая возрастные ограничения. Согласно закону о местном самоуправлении, возраст, с которого гражданин мог быть избран, составлял 25 лет (поэтому важно выяснять возраст прадедов).
Помимо возрастного ограничения, кандидаты должны были соответствовать следующим критериям: быть гражданином II Речи Посполитой, иметь постоянное место жительства в своей гмине, пользоваться политическими и гражданскими правами, что исключало лиц, осужденных за определенные преступления.
Органами громады являлись солтыс, рада громады (состояла из радных) или собрание громады. Исполнительным органом громады являлся солтыс. В некоторых случаях солтыс мог назначаться, но чаще всего он выбирался жителями громады на местных выборах. Солтыса и его заместителей выбирали члены громады сроком на год. По истечении срока полномочий могло происходить повторное избрание солтыса или его заместителей на новый срок, если они пользовались доверием жителей громады.
По закону солтысом и его заместителями могли быть мужчины не младше 30 лет и более года проживавшие на территории громады. На практике я сталкивалась с архивными документами, где заместителю солтыса было 26 лет и солтысом, которому было 28 лет.
Городское самоуправление. Органы городского самоуправления начали создаваться на западнобелорусских землях в 1919 году. Избранными в городское самоуправление могли быть грамотные лица, достигшие 25-летнего возраста. Исполнительным органом городской гмины являлся магистрат. В его состав входили бургомистр (руководитель магистрата) и его заместитель, лавники (их количество определяла городская рада, но не более 10 % от числа членов городской рады). Городская рада и магистрат избирались на три года. На западнобелорусских землях первые выборы в городские рады состоялись в 1919—1920 гг. Следующие проводились в 1927, 1934, 1939 гг. Член магистрата должен был обязательно знать польский язык. Магистраты действовали в целом ряде западнобелорусских городов и местечек:
в Полесском воеводстве — в Бресте, Березе-Картузской, Высоко-Литовске, Дрогичине, Каменце, Кобрине, Коссово, Лунинце, Пинске, Пружанах, Ружанах, Столине;
в Новогрудском воеводстве — в Барановичах, Воложине, Дятлове, Клецке, Ляховичах, Несвиже, Новогрудке, Слониме, Столбцах, Щучине;
в Виленском воеводстве — в Браславе, Глубоком, Дисне, Докшицах, Молодечно, Ошмянах, Поставах, Радошковичах, Ракове, Сморгони;
в Белостокском воеводстве — в Гродно, Скиделе, Крынках, Индуре, Волковыске, Свислочи и др.
На выборах в городские рады в 1927 г. в Виленском воеводстве (кроме Вильно, Радошкович, Подбродья) из 135 мест поляки получили 61 (45 %), евреи — 58 (43 %), белорусы — 10 (7 %), русские — 4 (3 %). В Новогрудском воеводстве в девять городских рад было избрано 178 человек, из них евреи составляли больше 52 %, поляки — 34 %, белорусы — 12 %. Еврейские представители преобладали и в городских радах Полесского воеводства — имели 60 %, что было больше доли евреев в городском населении. Поляков и белорусов там было соответственно 20 и 16 %.
Как это все бьется с поиском? Уверена, что многие понятия не имеют, могли ли быть предки членами сельской громады. Потенциально это тот случай, когда придется проверить, не имея точной информации о вероятности. Если предки были деревенскими жителями – а белорусское население жило преимущественно в деревнях – шанс есть.
Что касается фондов городского самоуправления, тут сложнее. Во-первых, в городах преобладало еврейское население, это видно по статистике выше. Во-вторых, фонды городского самоуправления (я проверила) сохранны опять же наилучшим образом по некоторым городам Полесского воеводства. А в городах Полесья проживало наибольшее количество евреев. Поэтому в данном случае больше смысла подтверждать еврейские корни, чем польские.