Деда насильно записали белорусом, а он был поляк по национальности

  

          Давайте разберемся, действительно ли ваших предков какой-то недоброжелатель «записывал» насильно белорусом или это происходило по их воле. Итак, давайте поприветствуем самый токсичный

Миф о «настоящей метрике»: фантом поисков

          По сей день очень часто слышу: они были поляками, но их переписали везде белорусами/понятное дело, что в свидетельстве ее родители уже записаны белорусами. И тому подобное. То есть поляки они, но при этом во всех документах белорусы. Их заставили, они были вынуждены…. И у говорящих похожие утверждения есть внутреннее убеждение, что существует некий тайный сокрытый фонд или того лучше, спрятанные документы, где их предки записаны поляками. А дома хранятся «дубликаты» для отвода глаз.

          В этом мифе живёт надежда на чудо, на некий тайный документ, якобы скрытый злонамеренными силами. Это не просто фантазия. Это — токсичный конструкт, мешающий человеку адекватно оценить ситуацию и вести реальный поиск.

          Когда на консультацию приходит человек, настроенный на конструктивную работу с источниками, диалог идёт быстро. Но бывает и иначе. Передо мной человек, который пришёл не услышать, а подтвердить заранее сформированную иллюзию. Он убеждён, что где-то «настоящие метрики» спрятаны, что ему дали «фальшивые» дубликаты, и что моя задача — «высмотреть» скрытую правду, которую не разглядели другие.

 

          Такие случаи превращаются в тяжёлые психологические баталии. Мне выкладывают 6–7 страниц документов, в которых нет ни одной записи о польской национальности, но человек с абсолютно непоколебимой уверенностью говорит: «Я не успел получить Карту поляка по гражданству предков, но она мне полагалась». Некоторые настолько отказываются принимать очевидное, что начинают вытаскивать на свет слова из графы «гражданство», «принадлежность государственная» и кричать: «Вот же написано!». Я спокойно объясняю: всё, что вы показали, — это данные о гражданстве, не narodowość. Нужна национальность, а её нет. В ответ — агрессия, раздражение, обвинения: «Вы не так смотрите», «Вы не умеете анализировать», «Вы — последний барьер на пути к правде».

 

          И вот это уже не о документах. Это — психологическая защита, мощная, параноидальная, токсичная. Человек уже не слушает. Он ищет врага — и делает им меня. Потому что принять факт, что все его документы говорят «белорус», — это, видимо, слишком больно. И это — не единичные случаи. Это системная проблема. Многие приходят не ради оценки ситуации, а ради утешения иллюзий.

 

          Порой приходится прямо раз пять говорить: ваш дед не записан поляком. Не потому что кто-то переписал, не потому что вас хотят обмануть, а потому что он сам так себя не определил.

 

          Но правда в том, что государственные архивные фонды и выдаваемые по ним копии — это и есть те самые настоящие записи. Они не вторичны, не подложны, и в них зафиксировано то, что было сказано или записано в момент составления. Если человек в переписи, анкете или метрике записан белорусом — значит, он себя так идентифицировал, или по крайней мере не возразил против такой записи. Искать мифическую альтернативу, основанную на догадке или эмоции — это пустая и уводящая в сторону тактика. Архивы не скрывают правду, они её фиксируют. И если в каждом источнике повторяется одно и то же — это и есть та реальность, с которой придётся работать.

          Главная проблема заключается в том, что это повсеместно тиражируемый стереотип: кто-то насильно записал предков белорусами. Из-за этого у некоторых поиски длятся годами. Они уже сами все фонды с записью национальности перелопатили, десять раз прочитали «белорус/белоруска», но поверить в это не могут.

          К поиску национальности следует подходить трезво и критически. Настроить себя на то, что вы проверяете по фондам, ЗАПИСАЛ ли себя в каком-то фонде предок поляком или все же нет. Прочувствуйте разницу смыслов: хочу проверить, мог ли предок записать себя поляком или я должен доказать, что он был поляком.

          «Мне надо доказать, что мой дед – поляк». Это установка, которая приведет к большому разочарованию, если дед везде окажется записан белорусом.

          Действительно ли записывались белорусами в принудительном порядке или отнесение себя к определенной национальности носило добровольный характер?

          Важно понимать: идея о том, что поляков в советское время «насильно записывали» белорусами, не уникальна. Практически каждая этническая группа, оказавшаяся на территории бывшего СССР, имеет похожий миф в семейной памяти. Потомки евреев, украинцев, литовцев, немцев — все так или иначе сталкиваются с убеждением, что предков якобы кто-то переписал, изменил национальность без их воли. Такие версии подогреваются коллективной травмой, историческим недоверием к власти и неразберихой в архивных источниках. На самом же деле механизмы фиксации национальности были в целом универсальны: работали общие процедуры. Поэтому не стоит рассматривать польский случай как нечто уникальное или особо репрессивное. Это было массовое явление в многоэтничных регионах — и связано оно чаще не с принуждением, а с личным выбором или молчаливым согласованием по умолчанию.

 

Кто диктовал, а кто записывал: архивные реалии

 

          В подавляющем большинстве случаев, особенно в 1920–1930-х годах, запись делалась со слов заявителя, и в самих фондах так и указано. Формулировки вроде «по самоопределению» встречаются регулярно. Да, были и технические упрощения — если, например, вся семья записана белорусами, то новорождённого ребёнка чаще всего тоже записывали белорусом автоматически. Но это не насильственная подмена, а следствие логики учета. Были ошибки, были небрежности. Но в целом фонды демонстрируют: в воле человека в советское время вполне можно было заявить свою национальность — и люди это делали. Кто хотел — указывал «поляк». Кто не хотел — нет. Поэтому важно всегда смотреть на документ в контексте: кто составлял, кто заполнял, и какие были основания для записи.

          Во втором разделе статьи хотелось бы обсудить вопрос национальной самоидентичности жителей бывшего Полесского воеводства, кем они себя считали, поскольку это действительно интересная тема с нюансами. С Виленским, Белостокским и Новогрудским воеводствами все понятно, а вот Полесье – это совсем другая история. Кстати, заблуждений, связанных с истинной национальностью бывших жителей этого региона у их потомков больше всего.

 

Когда национальность действительно переписывали из страха

 
          Рассмотрю одну ситуацию, когда люди реально были вынуждены под страхом угрозы для жизни записывать себя не поляками – хоть относили себя к ним – а белорусами. Только в том случае, если близкий родственник (муж, отец, родной брат) был репрессирован именно по национальному признаку. Это по большей части касается довоенных репрессий на территории БССР. Тогда да, искать запись «поляк» после такого события смысла в целом нет. Документы жены и дети переделывали и национальность переписывали. В данной ситуации копаться можно в фондах с записью национальности до факта репрессии. После факта репрессии – практически пустая затея.

          Если в семье не было репрессий, более того, предки до войны проживали в одном из воеводств Всходних Кресов, то принуждения не было. Каждый ПО СВОЕЙ ВОЛЕ причислял себя к той национальности, какой хотел. Так было до войны на территории СССР (кроме ситуаций с репрессиями, помним), так было и после войны. Максимум работник паспортного стола, если юная девушка хотела себя еврейкой в паспорте записать, мог посоветовать этого не делать. Как и работник ЗАГС при регистрации рождения ребенка. При этом существует огромное количество послевоенных свидетельств о рождении, военных билетов, советских паспортов, где люди записывали себя поляками. Потому что это было их волеизъявление. И немцами записывались, и евреями.

          Давйте посмотрим на карточку 1927 года БССР, где была предусмотрена запись национальности. Почитайте формулировку «К какой народности САМ СЕБЯ относит».

          Несколько слов о том, почему зачеркивали национальность. В основном это делали после 1949 года и связано это было с возобновлением репрессий. До 1947 года страна отходила от войны, было много надежд на либерализацию, изменение ситуации. Но гайки снова закрутили, в стране, победившей нацистов, произошла вспышка антисемитизма после войны. Затронуло это и неприоритетные для СССР национальности. Кстати, графа Национальность родителей появилась именно в 1947 году в бланках свидетельств о рождении.

 

Полесское воеводство: полешуки, белорусы и тутэйшыя


          Давайте сразу отделим в бывшем Полесском воеводстве собственно Полесье, которое занимает часть Бресткой области. Гомельское Полесье не трогаем, оно не входило в состав Польши. Сейчас это Полесье включает в себя три района Брестской области: Пинский, Столинский и Лунинецкий. Сама бы я еще отнесла дополнительно по менталитету Березовский район и Ивацевичский, хотя его в меньшей степени.

          Как сами поляки того времени характеризовали этот регион? «Дома, которые сравнимы с праславянскими избами. Местные жители, ни разу не видевшие священника за всю свою жизнь. Болотные люди, разбегающиеся по дебрям, узнав о прибытии правительственных чиновников. Полесье –  земля из другой эпохи. Но это область больших контрастов».

          Полесское воеводство было крупнейшим административным районом межвоенной Польши (площадь 42 000 квадратных километров — более 10 процентов территории страны), но населяло его всего 800 000 жителей (перепись 1921 г.).

          Пропорции освоения земель в воеводстве были беспрецедентными во II RP: на пашню приходилось 27 процентов, а на леса, луга, водоемы и болота – более 70 процентов. На 100 квадратных километров приходится всего 2,7 километра дорог с твердым покрытием.

          До многих районов можно было добраться только по воде, и точных карт этих районов не существовало. Власть государственного управления часто заканчивалась на границах городов и более крупных поселений, дальше на болота власть была такой же, как и столетия назад.

          Именно на Полесье в деревнях абсолютно нормальной была ситуация, когда многие поколения переженились друг на друге в одной деревне, результатом чего была специфическая внешность, уродства и дебилизм.

          По переписи 1921 года 42 процента населения Полесья составляли белорусы. Польскую национальность заявляла четверть жителей, а украинцев (русинов) было 18 процентов. Каждый десятый житель Полесья считал себя евреем, а 4 процента населения считали себя «местными». Это были люди, которые не могли определить свою национальность или родной язык.

          Ferdynand Ossendowski описывает: «[Все] слышали о существовавших на Полесье поселениях, случайно обнаруженных русскими властями только в 1895 году. Их жители не относили себя ни к какой национальности, ни даже к вере, упрямо повторяя, что они — полешуки.

          А когда туда послали полицию, вся лохматая, темная и перепуганная братия рассыпалась по болотам, затаилась, как волк и рысь, и лишь изредка «показывала зубы», нападая на одиноких «урядников», почту и крестьян побогаче, косо смотрели на такое положение, потому что оно доставляло им непосильные хлопоты и постоянные набеги имперских «чиновников».

          Безусловно, поляки хотели максимально полонизировать Всходне Кресы. Ведь именно этот регион доставлял наибольшие трудности по причинам, о которых написала выше. Сама видела справку с национальностью из того региона, где прадед упорно себя везде называл полешуком.

          После войны молодежь, родившаяся на Полесье, шла делать советские метрики. Случалось, что не понимали, какую национальность записывать в графе Родители. Вот и ставили прочерки: полешуками-то не запишешь.

          Поэтому в фондах польского периода по Полесскому воеводству можно встретить исправления «полешук» на «поляк» или «белорус» на «поляк». Это тот случай, когда национальность исправлял сторонний человек. Именно по Полесскому воеводству не на сто процентов, безусловно, но срабатывают некоторые фонды, где национальность вписывали польские чиновники с целью полонизировать жителей трудного региона. Это случалось не повсеместно, зависело от чиновника, занимавшего должность.

Комментарии

Гость
Ваше имя:
Добавить от имени гостя (войти?)    CTRL + Enter
Темы