Давайте разберемся, действительно ли ваших предков какой-то недоброжелатель «записывал» насильно белорусом или это происходило по их воле. Итак, давайте поприветствуем самый токсичный
По сей день очень часто слышу: они были поляками, но их переписали везде белорусами/понятное дело, что в свидетельстве ее родители уже записаны белорусами. И тому подобное. То есть поляки они, но при этом во всех документах белорусы. Их заставили, они были вынуждены…. И у говорящих похожие утверждения есть внутреннее убеждение, что существует некий тайный сокрытый фонд или того лучше, спрятанные документы, где их предки записаны поляками. А дома хранятся «дубликаты» для отвода глаз.
В этом мифе живёт надежда на чудо, на некий тайный документ, якобы скрытый злонамеренными силами. Это не просто фантазия. Это — токсичный конструкт, мешающий человеку адекватно оценить ситуацию и вести реальный поиск.
Когда на консультацию приходит человек, настроенный на конструктивную работу с источниками, диалог идёт быстро. Но бывает и иначе. Передо мной человек, который пришёл не услышать, а подтвердить заранее сформированную иллюзию. Он убеждён, что где-то «настоящие метрики» спрятаны, что ему дали «фальшивые» дубликаты, и что моя задача — «высмотреть» скрытую правду, которую не разглядели другие.
Такие случаи превращаются в тяжёлые психологические баталии. Мне выкладывают 6–7 страниц документов, в которых нет ни одной записи о польской национальности, но человек с абсолютно непоколебимой уверенностью говорит: «Я не успел получить Карту поляка по гражданству предков, но она мне полагалась». Некоторые настолько отказываются принимать очевидное, что начинают вытаскивать на свет слова из графы «гражданство», «принадлежность государственная» и кричать: «Вот же написано!». Я спокойно объясняю: всё, что вы показали, — это данные о гражданстве, не narodowość. Нужна национальность, а её нет. В ответ — агрессия, раздражение, обвинения: «Вы не так смотрите», «Вы не умеете анализировать», «Вы — последний барьер на пути к правде».
И вот это уже не о документах. Это — психологическая защита, мощная, параноидальная, токсичная. Человек уже не слушает. Он ищет врага — и делает им меня. Потому что принять факт, что все его документы говорят «белорус», — это, видимо, слишком больно. И это — не единичные случаи. Это системная проблема. Многие приходят не ради оценки ситуации, а ради утешения иллюзий.
Порой приходится прямо раз пять говорить: ваш дед не записан поляком. Не потому что кто-то переписал, не потому что вас хотят обмануть, а потому что он сам так себя не определил.
Но правда в том, что государственные архивные фонды и выдаваемые по ним копии — это и есть те самые настоящие записи. Они не вторичны, не подложны, и в них зафиксировано то, что было сказано или записано в момент составления. Если человек в переписи, анкете или метрике записан белорусом — значит, он себя так идентифицировал, или по крайней мере не возразил против такой записи. Искать мифическую альтернативу, основанную на догадке или эмоции — это пустая и уводящая в сторону тактика. Архивы не скрывают правду, они её фиксируют. И если в каждом источнике повторяется одно и то же — это и есть та реальность, с которой придётся работать.
Главная проблема заключается в том, что это повсеместно тиражируемый стереотип: кто-то насильно записал предков белорусами. Из-за этого у некоторых поиски длятся годами. Они уже сами все фонды с записью национальности перелопатили, десять раз прочитали «белорус/белоруска», но поверить в это не могут.
К поиску национальности следует подходить трезво и критически. Настроить себя на то, что вы проверяете по фондам, ЗАПИСАЛ ли себя в каком-то фонде предок поляком или все же нет. Прочувствуйте разницу смыслов: хочу проверить, мог ли предок записать себя поляком или я должен доказать, что он был поляком.
«Мне надо доказать, что мой дед – поляк». Это установка, которая приведет к большому разочарованию, если дед везде окажется записан белорусом.
Действительно ли записывались белорусами в принудительном порядке или отнесение себя к определенной национальности носило добровольный характер?
Важно понимать: идея о том, что поляков в советское время «насильно записывали» белорусами, не уникальна. Практически каждая этническая группа, оказавшаяся на территории бывшего СССР, имеет похожий миф в семейной памяти. Потомки евреев, украинцев, литовцев, немцев — все так или иначе сталкиваются с убеждением, что предков якобы кто-то переписал, изменил национальность без их воли. Такие версии подогреваются коллективной травмой, историческим недоверием к власти и неразберихой в архивных источниках. На самом же деле механизмы фиксации национальности были в целом универсальны: работали общие процедуры. Поэтому не стоит рассматривать польский случай как нечто уникальное или особо репрессивное. Это было массовое явление в многоэтничных регионах — и связано оно чаще не с принуждением, а с личным выбором или молчаливым согласованием по умолчанию.
В подавляющем большинстве случаев, особенно в 1920–1930-х годах, запись делалась со слов заявителя, и в самих фондах так и указано. Формулировки вроде «по самоопределению» встречаются регулярно. Да, были и технические упрощения — если, например, вся семья записана белорусами, то новорождённого ребёнка чаще всего тоже записывали белорусом автоматически. Но это не насильственная подмена, а следствие логики учета. Были ошибки, были небрежности. Но в целом фонды демонстрируют: в воле человека в советское время вполне можно было заявить свою национальность — и люди это делали. Кто хотел — указывал «поляк». Кто не хотел — нет. Поэтому важно всегда смотреть на документ в контексте: кто составлял, кто заполнял, и какие были основания для записи.
Во втором разделе статьи хотелось бы обсудить вопрос национальной самоидентичности жителей бывшего Полесского воеводства, кем они себя считали, поскольку это действительно интересная тема с нюансами. С Виленским, Белостокским и Новогрудским воеводствами все понятно, а вот Полесье – это совсем другая история. Кстати, заблуждений, связанных с истинной национальностью бывших жителей этого региона у их потомков больше всего.