Итак, кого же решено считать польским гражданином согласно Закону? Я не стану интерпретировать все статьи Закона, только пункты, касающиеся тех, кого решено законодательно считать гражданами новой II RP.
Art. 2. Z chwilą ogłoszenia ustawy niniejszej prawo obywatelstwa polskiego służy każdej osobie bez różnicy płci, wieku, wyznania i narodowości, która:
1) jest osiedlona na obszarze Państwa Polskiego, o ile jej nie służy obywatelstwo innego państwa. Za osiedlonego w Państwie Polskiem w znaczeniu niniejszej ustawy jest uważany kto:
a) jest zapisany lub ma prawo być zapisanym do ksiąg stałej ludności b. Królestwa Polskiego;
b) ma prawo swojszczyzny w jednej z gmin na obszarze Państwa Polskiego, stanowiącym poprzednio część składową Państwa Austrjackiego lub Węgierskiego;
c) miał już przed 1-ym stycznia 1908 r. z tytułu obywatelstwa niemieckiego stałe miejsce zamieszkania na obszarze Państwa Polskiego, stanowiącym poprzednio część składową Państwa Pruskiego;
d) był zapisany do gminy miejskiej lub wiejskiej, albo do jednej z organizacji stanowych na ziemiach b. Cesarstwa Rosyjskiego, jakie wchodzą w skład Państwa Polskiego;
2) urodziła się na obszarze Państwa Polskiego, o ile nie służy jej obywatelstwo innego Państwa;
3) ponadto której na mocy traktatów międzynarodowych obywatelstwo polskie przysługuje.
Art. 3. Obywatele państw innych pochodzenia polskiego oraz ich potomkowie uznani będą za obywateli Państwa Polskiego, skoro po powrocie do Polskiego Państwa w urzędzie administracyjnym miejsca swego zamieszkania złożą dowody pochodzenia polskiego wraz z oświadczeniem, że chcą być obywatelami polskimi i zrzekają się obywatelstwa innego państwa.
Подойдем к главному вопрос, который неизменно волнует искателей подтверждения польского происхождения. Вот мы видим итоговый документ, официальную справку, подтверждающую польское гражданство заявителя, с подписью старосты. Но при каких обстоятельствах, где, кому, а главное, какими документами, заявитель подтвердил польское происхождение, о котором речь в документе.
Если мы ведем речь о бывших Всходних Кресах, современные белорусские земли были в их составе 20 лет, до 1939 года, то эта процедура совершалась для получения польского паспорта/удостоверения личности, он же Dowód osobisty.
Мы понимаем, что территория II Речи Посполитой включала население с разными этническими и национальными корнями (поляки, украинцы, белорусы, евреи и др.), и требовалось четко регулировать статус всех жителей.
Процедура получения удостоверения личности или паспорта для национальных меньшинств на территории II Речи Посполитой (1918–1939 гг.) была частью общей системы регулирования гражданства и предоставления документов. ОДНАКО! Помимо того, что требовалось пройти процедуру, аналогичную той, что применялась для этнических поляков, для этнических и религиозных меньшинств, таких как украинцы, белорусы, евреи, литовцы и другие, процесс получения этих документов мог сопровождаться дополнительными сложностями, связанными с их правовым статусом и отношением государства к вопросам национальной принадлежности.
Иными словами, для представителей национальных меньшинств в II Речи Посполитой процедура получения удостоверений личности и паспортов была более сложной и громоздкой. Основные проблемы были связаны с подтверждением гражданства, которое являлось обязательным для получения этих документов. Государственные процедуры включали анкетирование, сбор доказательств и проверку заявителя, дополнительные свидетельства.
Ниже будет фото оригинального протокола-опроса, из которого можно сделать выводы, что за доказательство польского происхождения служили устные свидетельские показания (что не может не радовать).
Основные этапы получения удостоверения личности или паспорта для национальных меньшинств:
1. Подтверждение польского гражданства:
Первым шагом к получению удостоверения личности или паспорта было подтверждение польского гражданства. Для этого требовалось пройти процедуру, аналогичную той, что применялась для этнических поляков:
Доказательства проживания на территории Польши или подтверждение польского происхождения (или происхождения родителей).
Для многих национальных меньшинств это был сложный этап, поскольку требовались документы, подтверждающие легальное пребывание на польской территории до и после восстановления независимости.
Некоторые национальные меньшинства, особенно евреи, могли быть подвергнуты дополнительным проверкам из-за вопросов о лояльности к государству или из-за антипатии среди части польского общества.
2. Заявление на получение удостоверения личности:
После подтверждения гражданства подавалось заявление на получение удостоверения личности, которое было основным документом, подтверждающим личность и правовой статус человека.
Местные власти (староство или магистрат) выдавали удостоверения личности, и процесс включал заполнение анкеты, предоставление фотографии и оплаты пошлины.
Такие люди должны были явиться в гминное управление и подать заявление на получение польского гражданства. Они отвечали на вопросы войта, который протоколировал ответы. На фото протокола видно, что среди прочих пунктов в протоколе есть пункт о национальности интересанта и его родителей.
В протоколе видна целенаправленная суть вопросов, с помощью которых чиновник выяснял «принадлежность к польскому народу» претендента.
К ходатайтву прилагались большой протокол-анкета, итоговый протокол, также акт признания гражданства и решение старосты.
В протоколе указано, что заявитель ответил на вопросы протокола и получил выписку для предоставления в старостат Виленско-Трокский для получения паспорта. Поэтому могу лишь предположить, что данную процедуру, кроме ситуаций, прописанных в Законе, проходили все желающие получить польский паспорт.